Консультация для родителей «Изобразительная деятельность и ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Изобразительная деятельность и ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей содержит информацию о значении изобразительной деятельности в развитии и воспитании детей, ведь именно искусство создает целостную картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Изобразительная деятельность и ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»»
Консультация для родителей:
«Изобразительная деятельность и ее значение
в развитии и воспитании детей
дошкольного возраста»
Изобразительная деятельность детей как часть искусства входит в жизнь человека с самого раннего детства, прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этих знаний и их передатчик. Приобретая с опытом знания, ребенок развивается.
Этот вид деятельности всегда привлекал к себе внимание учёных разных направлений: психологов, педагогов, искусствоведов.
Еще Аристотель отметил, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Роль изобразительной деятельности в развитии ребёнка.
Изобразительная деятельность для детей как вид художественной деятельности носит эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения, познакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепки.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - это образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления у детей.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Целью работы по развитию мелкой моторики является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году. На основе специально проведенных исследований (1973г.) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы (ЦНС) и ускоряет развитие речи ребенка.
Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук у детей.
Простые движения во время гимнастики помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Каждую образовательную деятельность по развитию изобразительной деятельности мы рекомендуем начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
· самомассаж тыльной стороны кистей рук,
· самомассаж ладоней,
· самомассаж пальцев рук.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
· собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
· нанизывание колец на тесьму;
· работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
· перебор крупы;
· работа с бумагой;
· лепка (глины, пластилин, тесто);
· шнуровка на специальных рамках, ботинок;
· завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
· игры с песком, водой;
· закручивание шурупов, гаек;
· игры с конструктором, кубиками;
· рисование в воздухе;
· рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем, пластилином и т. д.).
Советы родителям.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.
Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно называли рисование «графической речью».
Будучи напрямую связанным с такими важнейшими психическими функциями как зрение, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Искусство создает целостную картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, он может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.