kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке детей к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей. Содержание понятия "Готовность к обучению в школе, основные проблемы, роль семьи, пути формирования готовности к школьному обучению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке детей к школе"»



Консультация для родителей

«Место и роль семьи в подготовке детей к школе»


Воспитатели:

Синицина О.В.

Сасорова Г.А.



Содержание



Введение

1. Содержание понятия «Готовность к обучению в школе».

а) Факторы готовности к школьному обучению

б) Основные проблемы, связанные с готовностью детей к обучению в школе

2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению.

3. Пути формирования готовности к школьному бучению ребенка в условиях семейного воспитания.

Заключение

Список литературы





















Введение

Проблеме готовности к школе в последнее время стало уделяться много внимания. Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить детей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих ребят часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития, свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни.

Цель: формирование активной педагогической позиции родите­лей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»;

Задачи:

1. Изучить содержание понятия «Готовность к обучению в школе».

2. Определить роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению.

3. Рассмотреть пути формирования готовности к школьному бучению ребенка в условиях семейного воспитания.

Методы: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Мероприятия: Родительское собрание, консультации для родителей. Организация выставок методической литературы и дидакти­ческих игр по теме.

Практическая значимость: Своевременная, систематическая работа с родителями позволяет обеспечить безболезненную адаптацию дошкольников к учебной деятельности.





1. Содержание понятия готовности к обучению в школе

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный, а также физиологический аспект готовности детей к обучению в школе.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основ­ных связей между явлениями; возможность логического запо­минания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность дли­тельное время выполнять не очень привлекательное задание.

Понятие социальной зрелости включает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведе­ние законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Важным компонентом в структуре социальной готовности является способность ребенка вступать в сотрудничество со взрослым в процессе выполнения задания.

Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обуслов­ленным ситуацией школьного обучения.

Нередко психологическая готовность рассматривается независимо от физиологичес­кого и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На са­мом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в том числе и в процессе школьного обучения) человек выступает одно­временно как существо биологическое и социальное, как индивид, личность и субъект деятельности.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности - пред­ставляет собой сложное структурно-системное образование, кото­рое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических ка­честв и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодина­ковое влияние на успешность школьного обучения.

При подготовке ребенка к школе недостаточно просто разви­вать память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные каче­ства ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школь­ных знаний, т.е. становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содер­жанию обучения. Поэтому готов­ность к обучению в школе нужно рассматривать как целостную структуру, развитие которой обусловливается качественными и количественными изменениями составляющих ее учебно-важных качеств и их взаимосвязей.

Таким образом, психологическая готовность, к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка. Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой - как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на пси­хическое развитие ребенка.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития функциональных основных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уро­вень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при нали­чии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для форми­рования психологической и социальной готовности к школе.

Факторы готовности к школьному обучению

Для того чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений рассмотрим следующие факторы, оказывающие влияние на формирование готовности к обучению в школе.

К основным факторам, оказывающим влияние на формирование готовности к обучению в школе, по мнению таких авторов как Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова относятся:

Произвольность - умение подчинять свое поведение определенной цели, действовать по правилу, контролировать свое поведение.

Мотивацию - формирование у ребенка к концу дошкольного детства новых по своему содержанию мотивов.

Самооценка – способность анализировать свою деятельность и соотносить свое мнение, переживания и действия с мнением и оценками окружающих.

Проанализировав материалы теоретических источников, мы определили факторы, оказывающие влияние на формирование готовности к обучению в школе. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формиро­вания самоконтроля и самооценки в учебной деятельности. Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широ­кие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но инди­видуальность, каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.



Основные проблемы, связанные с готовностью детей к обучению в школе.

В периодизации психического развития ребенка дошкольный возраст имеет определенные границы – от 3 до 7 лет. Что же происходит с ребенком, если он попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные и индивидуальные особенности? Как показали проводившиеся в школах комплексные исследования, в неблагоприятных условиях часто ухудшается состояние здоровья детей: может снижаться вес, уменьшаться количество гемоглобина в крови; снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, понижается его и так не высокая работоспособность, что отрицательно сказывается на учении. В отдельных случаях возникают неврозы, школьная дезадаптация.

Завышенная самооценка характерная так же для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается, как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечание вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становиться пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.

Рассматривая психолого-педагогический феномен «готовность ребенка к школе», мы пришли к выводу, что готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и од­ноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ре­бенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Готовность ребенка к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее ре­шение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению.

Семья — первая ступень в жизни человека.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

Своевременная систематическая, хорошо продуманная подготовка к учебным занятиям поможет семье преодолеть те трудности, которые ждут ребенка в школе. А ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

3. Пути формирования готовности к школьному бучению ребенка в условиях семейного воспитания.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка. Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Считаем эти направления ведущими, т. к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Поэтому цель подготовки к школе — формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: лю­бознательности, инициативности, творческого воображения, произ­вольности. Задача детского сада и родителей - помочь ребенку. Он должен обладать таки­ми качествами, как самостоятельность, организованность, дисцип­линированность, настойчивость.

Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забы­ли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Как убедить ре­бенка выполнять поручения?

Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конеч­но, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, по­дается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой - укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Многое зависит от настроя на предстоящее дело и от того, как подготов­лено рабочее место. Например, в детском саду перед занятием по рисованию дети сами кладут на стол карандаши, ластик, альбом. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чув­ство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учебе.

Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Аккуратность же во многом зависит от самостоятельности. Дети, у которых нет элементарных навыков самообслуживания, теряются без помощи взрослого. Причина - чрезмерная опека со стороны близких: они выполняют за детей то, что те обязаны и могут сделать сами.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чу­жим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Ребенок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно разде­ваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязатель­ным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня - поправить прическу, почистить костюм.

При подготовке к школе родителям необходимо научить ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно, слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе. Поэтому родители обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание детей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов своего ребенка.

Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные от­ношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д.

Школьная готовность — это способность не толь­ко к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще - она-то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко - порой даже полуосознанно - ими подавляется. Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость. Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может занимать­ся с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут — это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.

Еще один важный момент. Движение - главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физиче­ского и психического развития. Нельзя ограничивать моторно-двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воз­духе.

Заключение

Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни, день за днем, в обычном общении с ребенком. Обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями, дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.



Список литературы

1. Будницкая И. “Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей”

2. Волков Б.С., Волкова Н. В.Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. Научный редактор Б.С.Волков - М.: «Граф Пресс», 2002, -136 с.

3. Островская Л. "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников". М, 1990.
























13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке детей к школе"

Автор: Синицина Ольга Владимировна, Сасорова Галина Анатольевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_rechevaia_podgotovka_detei_k_shkole_v_seme"
    ["file_id"] => string(6) "566221"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607516816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»"
    ["seo_title"] => string(114) "konsultatsiiadliaroditielieivzaimodieistviiedietskoghosadaisiemipoformirovaniiuudietieiosnovzdorovoghoobrazazhizni"
    ["file_id"] => string(6) "272663"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452019396"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Выступление на ШМО классных руководителей. Тема"Психологопедагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй"."
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplenie_na_shmo_klassnykh_rukovoditelei_tema_psikhologopedagogicheskaia_komp"
    ["file_id"] => string(6) "499480"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549971493"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(300) "Консультация для воспитателей Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniia_vzaimootnoshen"
    ["file_id"] => string(6) "531081"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575908704"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация по инновационной деятельности для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_dlia_roditieliei_na_tiemu_priob"
    ["file_id"] => string(6) "406123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491218520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства