Методы музыкального воспитания носят развивающий характер, они основаны на игре и побуждают детей к проявлению различных форм активности. Эти методы могут использоваться как в детском саду, так и дома. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Можно повысить внимание ребенка, если предложить ему прослушать два произведения с одинаковым названием и сравнить их. Это метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчетливы. Для более старшего возраста контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов. Разработана система заданий с различными типами контрастных сопоставлений: сравнить два разных марша (танца), пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (два разных веселых), сравнить два варианта исполнения одного произведения (оркестровое и сольное звучание). Контрастное сопоставление произведений способствует выражению первоначальных предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок. Метод уподоблений характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, тактильное, словесное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое. Моторно-двигательное уподобление характеру музыки (мелкая моторика рук , дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к экспериментированию, различению и выражению в движениях изменений характера. Детям предлагается двигаться так, как подсказывает характер музыки, внимательно вслушиваться в ее звучание и менять характер движения в зависимости от смены настроений. Это способствует осмысленности восприятия на основе эмоциональной отзывчивости на музыку. Этот метод применяется в любом возрасте. Можно использовать короткие этюды-упражнения, которые готовят детей к способам выражения настроения музыки в ритмопластических импровизациях. Если музыка изображает какой-либо образ ( животные, птицы, сказочный персонаж), то дети пробуют передать его характер в образных, пантомимических движениях. Аналогично дети передают эмоционально-образное содержание музыки, играя на музыкальных инструментах. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки состоит в выборе выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыки. Дети учатся соотносить выразительность тембров музыкальных инструментов , ударные, металлофон, колокольчик, погремушка) с настроением той или иной части музыкального произведения. Оркестровка побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, подчеркнуть бодрый, 2 торжественный характер музыки можно четким тембром барабана или бубна, а нежный характер – мягким нежным тембром колокольчика или арфы. Для передачи изобразительных моментов, например капелек-росинок, можно взять звонкий треугольник или колокольчики. В младшем возрасте применяются совместные со взрослыми действия с музыкальными инструментами и игрушками. Словесное уподобление (эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, поэзия, сказка) применяются в разном возрасте по-разному. Характеристики эмоционального содержания музыки являются наиболее уязвимым местом в работе с детьми. Они легче определяют моменты изобразительности ( здесь «падают листочки», «журчит ручеек», «капает дождик», «чирикают птички»). А деление музыки на веселую и грустную обедняет ее восприятие. Присутствие характеристик музыки в виде прилагательных ( нежная, задумчивая, тревожная, взволнованная и др.) в речи детей очень ограничено в силу преобладания в ней глаголов и существительных и почти отсутствие слов-качеств.Кроме того эти характеристики употребляются в непривычных для детей значениях (светлая бумага и «светлая музыка», решительный человек и «решительный характер музыки»). Но именно образные характеристики вызывают представления, близкие музыке. Поэтому словарь эмоций нужно расширять. Найти подходящую характеристику зачастую трудно не только детям, но и взрослым. Поэтому есть словарь эмоций, который написан за детьми 6-7 лет. Этот словарь разделен на несколько групп ( веселая, спокойная, торжественная, нежная, страшная и т.д.). Для овладения этим словарем, обозначающим настроение музыки, применяется прием цветового уподобления характеру музыки. Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связывается с определенным характером музыки: пастельные тона – с нежным, спокойным характером музыки; темные тона – с мрачным, тревожным характером; яркие – с решительным, торжественным. Ребенку дают две карточки и, прослушав произведение, он поднимает соответствующую карточку. Незнакомые слова разъясняются: решительная – смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова происходит быстро, словарь эмоций обогащается. Тактильное уподобление (прикосновение руки взрослого к руке ребенка, соответствующее характеру музыки, применяется в младшем возрасте) помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыкального образа. Игровая форма применения этого приема способствует проявлению интереса, положительному эмоциональному контакту взрослого и ребенка. Например, во время звучания нежной музыки взрослый нежно прикасается к руке ребенка и произносит характеристику – «нежная музыка», ласково и с улыбкой. Одновременная работа разных анализаторов (слухового, зрительного, осязательного) способствует возникновению разных ощущений и помогает ребенку адекватно воспринять музыкальный образ и запомнить новое слово. Далее взрослый побуждает применять новые слова и обыгрывает их с игрушками, например, нужно сказать кукле или мишке, как звучит эта музыка и побуждает применять новые слова. Вокальное уподобление характеру музыки – в виде выразительного напевания взрослым мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций. Известно, что в процессе восприятия музыки у человека возникают непроизвольные беззвучные голосовые реакции, как бы пение про себя, подпевание. Постепенно дети сами начинают подпевать полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта ее восприятия. 3 Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, проявление увлеченности – крайне важно для ребенка, так как служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки. Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно для детей младшего возраста. Дети первого года жизни, не понимающие значение слов, а так же второго-четвертого, имеющие пассивный словарь слов, ориентируются на интонационную выразительность речи, несущую определенный смысл. Полихудожественное уподобление музыки позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка разных искусств – живописи, художественного слова, пантомимы, балета. Репродукции картин, рисунки, карточки используются для того, чтобы вызвать у ребенка зрительные образы, развивать воображение. Можно играть с детьми с цветами, с линиями различных цветов, это очень приобщает детей к искусству. Чтобы развивать представления, положительное отношение детей к музыке, но не навредить, надо учитывать возрастные особенности, не делать эти занятия слишком продолжительными. Необходимо создать эмоциональный комфорт для ребенка, отказаться от назидательного тона и любых проявлений принуждения, чтобы не потерять интерес к музыке, к музыкальным занятиям. Используемая литература: 1. «Советы для родителей» Н.В. Федина, Москва «Просвещение», 2012 год 2. Журнал «Музыкальный руководитель» |