Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему: «Быть здоровыми хотим».»
"Быть здоровыми хотим"
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Наш поселок Вершино-Дарасунский находится среди красивых невысоких гор-холмов, покрытых багульником, нашим забайкальским рододендроном. Вокруг поселка леса, луга, поля, чуть дальше в глубине лесов небольшие реки, ручейки, холодные ключи. Но даже красота окружающей природы не может скрыть последствий деятельности предприятий по добыче золота, огромные запасы которого находятся в недрах дарасунской земли. Выкорчеванные деревья, перерытые и высохшие русла речек, горы переработанной земли и песка приводят не только к нарушению экологического баланса, но и к различным болезням, вызванными выделяемыми в воздух радиоактивными веществами из гор пустых (без содержания золота) и переработанных горных пород, которые рассыпаны почти по всему поселку. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя: 1. Создание системы двигательной активности в течение дня: - утренняя гимнастика (ежедневно); - физкультурные занятия (3 раза в неделю); - музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю); - прогулки с включением подвижных игр; - пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях); - зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях; - оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); - физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях); - эмоциональные разрядки, релаксация; - ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение); - спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц). 2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал. 3. Летняя оздоровительная площадка. Медицинская сестра детского сада организует лечебно-оздоровительную работу, следит за рациональным питанием и вместе с физкультурным руководителем и воспитателями проводит диагностику уровня физического развития. Профилактика заболеваемости включает в себя ароматизацию помещений (чесночные букетики), чесночно-луковые закуски, салаты из свежих овощей и фруктов, использование оксалиновой мази перед прогулками в зимне-весенний период, прививки. В детском саду стараются выполнять принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы (йодированные молоко и соль), витамины и растительную клетчатку (салаты), способствующие правильному функционированию процессов пищеварения, селедочные закуски для стимулирования аппетита у детей. Такой подход к детскому питанию позволяет добиваться хорошей прибавки в весе у детей, улучшения их физического развития, повышения иммунологической защиты детского организма. Упорядочение режима дня, проведение занятий на свежем воздухе, регулярные физкультурные занятия с использованием разнообразного спортивного инвентаря фабрики «Альма», которое приносит детям радость, поддерживает хорошее настроение, побуждает к самостоятельности и абсолютно безопасно для здоровья детей, – все это улучшило качество физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, построенной с учетом возрастных особенностей детей. Дополнительным и инновационным путем нашей работы по сохранению здоровья детей стало то, что в 2006 году наш детский сад вступил в межрегиональный Байкальский эксперимент по здоровьесбережению «Экология. Здоровье. Образование». Детскому саду был присвоен статус «Образовательное учреждение - лаборатория по созданию здоровьесберегающего пространства» и началась работа по тетрадям «Учусь в радость» по методике доктора биологических наук Е.Н.Дзятковской в подготовительной к школе группе. Экспериментальная деятельность в детском саду была направлена на: - содержание здоровьесберегающей деятельности; - психодиагностику и психокоррекцию в рамках здоровьесберегающей деятельности; - решение проблемы учебной перегрузки через формирование общеучебных умений; - формирование основ индивидуально-рационального стиля учебной деятельности; - экологическое воспитание. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Целью работы по организации здоровьесберегающей среды стало повышение школьной готовности детей к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я - мое поведение – окружающий мир»; развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления. В дальнейшем продолжилась экспериментальная работа по тетрадям с новым названием «Учусь учиться» с детьми подготовительной к школе группы. Воспитатели занимались с детьми в течение всего учебного года. Как воспитателями, так и психологом и логопедом ДОУ проводились мониторинговые исследования. Психолог, помимо диагностики развития учебных умений, проводила занятия по психокоррекции. Логопед, выявив детей с нарушением речи, занималась с ними в течение учебного года индивидуально и по подгруппам. При оценке результатов апробации тетрадей «Учусь в радость»(«0») в первый год работы по эксперименту выявилось значительное увеличение результатов работы с детьми по разделам: «Скоро в школу», «Мир, который я вижу», «Мир, который движется», «Я и время», «В мире звуков», «Я - исследователь», «Учусь думать», «Каким я хочу стать». Данные по коррекции знаний увеличились на 17,5%, представления детей – на 27,1%, а умения – на 25,9%. При распределении по группам здоровья также виден положительный результат. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество детей первой группы здоровья (практически здоровых) на 9% и уменьшилось количество второй группы на 8,2%, третьей - на 0,9%. Также заметно (к концу года) снизился коэффициент простудных заболеваний. Чтобы подготовиться к занятиям по разделам тетради «Учусь в радость», необходимо было дать детям знания об окружающем мире. Это активизировало работу воспитателей, вызвало интерес и возможность использования тетрадей в учебно-воспитательном процессе. Повышение экологических знаний детей способствовало эффективному развитию связной речи детей и повышению качества подготовки детей к школе. По результатам исследования психологом ДОУ уровня развития познавательных процессов детей старшей и подготовительной групп выявлено увеличение показателей высокого уровня внимания в среднем на 18%, мышления - на 36,3%, памяти - на 27,3%, восприятия - на 4,5%. Музыкальные занятия частично строились по принципам «Программы формирующего обучения» (Пуляевская О.В., Дзятковская Е.Н. Развитие психических функций дошкольников на музыкальных занятиях - с.106). К практическим задачам, решаемым в рамках предлагаемой программы, относились: - формирование произвольного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности; -организация целенаправленной и планомерной интеллектуальной деятельности; - развитие плавности движений (общей и мелкой моторики); - развитие произвольного внимания; - развитие плавности, мелодичности и эмоциональности речи.