Термин «инклюзия» был введён в 1994г. Саламанкской декларацией о принципах
политике и практической деятельности в сфере
образования лиц с особыми потребностями.
В 2000г. на всемирном форуме по образованию в Дакаре в
соответствии с Саламанкской декларацией было принято решение
о создании инклюзивного образования в обществах, т.е. образова-
ния для всех, где доступность и равенство – главный показатель
качества образования.
А проблема коррекционно – образовательной работы с детьми,
имеющими разные нарушения развития, в настоящее время преоб-
рела большую актуальность. Это связано с наличием множествен-
ных патологий развития у ребёнка, и с возросшим за последние годы количеством детей, рождающихся с отклонением в развитии.
В условиях модернизации российского образования впервые появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных с другими возможностей
людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением
обществом и государством своего отношения к ним…
При инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает индивидуальный и дифференцированный методы
в организации и проведении образовательного процесса. Инклюзия
означает полную интеграцию ребёнка с ОВЗ в жизнь группового
сообщества других детей.
Однако следует заметить ряд факторов, мешающих введению
инклюзии в образовательные учреждения:
- организация инклюзивного образования во всех субъектах
РФ требует привлечения в образовательные организации боль-
шого числа специалистов ( дефектологов, логопедов).
- неравномерно распределены центры развития и коррекции, в
которых могут получить коррекционную помощь дети с ОВЗ.
- отсутствует толерантное отношение населения РФ к детям-
инвалидам, т. е. наблюдается психологическая неготовность
общества относится к детям с ОВЗ как к его полноправным
членам.
В настоящее время выделяются следующие категории детей
с нарушениями развития:
- с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие),
-нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие),
-тяжёлыми нарушениями речи,
-нарушениями опорно-двигательного аппарата,
-задержкой психического развития,
-нарушениями интеллектуального развития,
-нарушениями эмоционально-волевой сферы,
-комплексными (сложными) нарушениями развития.
Для таких детей разработана Концепция Программы, где вклю-
чены принципы инклюзивного образования:
-индивидуальный подход (выбор форм, методов и средств обу-
чения и воспитания…).
-поддержки самостоятельной активности ребёнка.
-активного включения в образовательный процесс всех его
участников.
-междисциплинарногоподхода.
-вариативность в организации процессов обучения и
воспитания.
-партнёрского взаимодействия с семьёй.
Таким образом,инклюзивное образование – процесс развития
общего образования, подразумевающий его доступность для всех.
С чего же начать, если ваш ребёнок с ОВЗ?
Важно понять, что вы не первые, кто столкнулись с такой си-
туацией. Всё зависит от вас и вашей позиции. Успешные семьи за-
нимают активную жизненную позизию: активно изучают проблему,
используя разную литературу,взаимодействуют со специалистами,
знакомятся с детскими садами,куда лучше вести ребёнка…
Переживания в данной ситуации неизбежны,но нужно верить,
что ситуация решаема, а её решение зависит прежде всего от вас.
Признайтесь себе, что растить «особого» ребёнка – это труд, и
трудиться придётся много и терпеливо в течении длительного времени. При это знайте, что усилия, вложенные в развитие ребёнка,никогда не бывают напрасными.
Как бы глубоко ни поглотила вас проблема в развитии вашего ребёнка,не подчиняйте ей всё своё жизненное пространство. Не
оставляйте свою работу. Старайтесь быть успешными, самореали-
зованными в профессии. Ребёнок должен видеть рядом с собой
жизнерадостных родителей. Это формирует положительные уста-
новки ребёнка в отношении окружающего мира.
Рекомендации для родителей, воспитывающих «особого
ребёнка».
(предлагает социально-реабилитационный центр «Горизонт»).
Семейная атмосфера пессимизма и безнадёжности – главный враг вашего ребёнка, страшная разрушительная сила для всей семьи.
Вы должны достойно принять особую жизнь, понимая, что ограни-
ченность, умноженное на ваше отчаяние, приведёт к ущербности всех
членов семьи, к её распаду и отдалению родственников. Начните с вашего собственного настроения. Заставьте себя понять, что от вас
зависит общая атмосфера в доме.
«Особый» ребёнок не может развиваться, ощущая безнадёжность, понимая по мере взросления, что он поселил в доме горе. Его страдания от возможного понимания себя как источника проблем для окружающих усилятся во много раз. Воспринимайте сами и учите своих близких видеть то, что он пришёл в мир, чтобы жить среди людей, он имеет он право на свою особую жизнь, а вы призваны ему помогать.
Ваш ребёнок может иметь заниженную или совсем низкую способность к обучению и запоминанию. Но будьте уверены, что тепло семейного окружения он прочувствует каждой клеточкой своего тела. Вводите ребёнка в жизнь семьи по мере его восприимчивости. Пусть он видит, что вокруг живут другие люди и у них тоже есть своя жизнь, свои потребности.
Учите ребёнка состраданию. Не бойтесь показать ему, что и другие нуждаются в помощи и заботе, притом не только с вашей стороны, но и с его стороны тоже. Пусть он привыкает к проявлению человеческого внимания. Вы должны понимать, что дети, оторванные от проблем взрослого мира характеризуются не только замедленным развитием, умственной отсталостью, но и эмоциональной неразвитостью. Поэтому так важно для «особого» ребёнка, получая ласку и внимание, видеть, что такая же забота проявляется в семье о других её членах. Необходимо научить его выражать своё сострадание в любой приемлемой форме.
5. Вы- родители «особого» ребёнка. Ваша жизнь осложнена необхо-
димостью постоянно анализировать каждую конкретную ситуацию.
Никогда не спешите делать выводы и принимать решения.
Обдумайте каждое конкретное действие ребёнка, Вычлените то,
что связано с его физическим самочувствием, и то, что стало
следствием влияния окружающих. Если трудности вызваны
болью, вам поможет врач и ваши знания медицины. Но это могут
быть и проявления особогохарактера ребёнка, здесь будет нужна
помощь психолога. Если его неокажется, лучшим помощником
станет семейный совет.
Несомненно, родители и взрослые дети могут сами принять разум-
ные решения, как вести себя с «особым» ребёнком. В этом деле
важен общий контакт, общий стиль отношений и недопустимо
разногласие, когда один член семьи проявляет по отношению к
«особому» ребёнкустрогость, а другой – вседозволенность.
6. Будьте готовы к совместному семейному труду, чтобы сдвинуть с
мёртвой точки диагноз ребёнка. Нельзя взваливать весь груз помо-
щи ребёнку на одного человека. У каждого здорового члена семьи
должны существовать свои обязанности. А тот, кто нуждается в
особой заботе, по мере своего развития, должен усвоить круг лич-
ных обязанностей, связанных с самопомощью. Каждый умеет делать то, что делают остальные члены семьи. Это особое прави-
ло для всех. Родители, братья, сёстры владеют навыками и приёма-
ми помощи и самопомощи при проявлениях болезни, понимают
язык и форму общения, доступную «особому» ребёнку, принимают
его неестественные телодвижения, умеют передавать эмоции в фор-
ме, доступной и для «особого» ребёнка и т. п. При недоступности
деятельности или физической ограниченности ребёнок должен по-
нимать, что и почему делают другие. Но здесь в силу вступает новое очень сложное правило.
7. Семья принимает «особого» ребёнка как полноправного члена
семьи. Объясняя и показывая, как делают папа, мама, брат, сестра,
будьте осторожны, чтобы не утвердилось у него в сознании: «Я-не-
полноценный, все делают правильно и хорошо, а я плохо». Приви-
вать надо другое: «Я делаю по-своему, у меня тоже получается,
я вижу, я понимаю». Помогите ребёнку не бояться того, что он не
умеетделать. Он очень нуждается в ощущении своей силы, смелос-
ти,необходимости.
8. Не считайте проявление отрицательных качеств, таких как упрямст-