Консультация для родителей на тему "Развивающий предметный мир"
Консультация для родителей на тему "Развивающий предметный мир"
Предметный мир, окружающая среда - это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему "Развивающий предметный мир"»
«Развивающий предметный мир»
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый… Предметный мир многообразен: это и собственно предметы вещи, и отношения, взаимодействия.
Предметный мир, окружающая среда - это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности. Семья - это тоже среда. Мы часто не отдаем себе отчета в том сколько вокруг ребенка складывается обучающих ситуаций: как разговариваем в магазине, по телефону, с подругой, как реагируем на болезнь ребенка, на успехи, на чью-то радость и т.п.
Предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых - увидеть и подать, преподнести, раскрыть ребенку окружающий мир и научить смотреть, познавать, изучать. Предметный мир должен быть разнообразным, но не перегруженным. А главное - развивающим.
Ребенок должен попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности: в пении, танце, рисовании, лепке, игре на каком-либо инструменте, заняться понравившимся видом спорта и т.д. Он должен убирать за собой игрушки, играть, осваивая роли и профессии, чтобы развивать заложенные задатки и способности. Дети с нарушенным развитием в этом отношении нуждаются в повышенном внимании и в большем терпении. И для такого ребенка надо обязательно найти область, компенсирующую неуспехи: пусть медленно соображает, зато быстрее всех бегает, пусть медлительный, зато очень аккуратный и добрый и т.п.
Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
В домашних условиях можно придумать развивающие зоны:
Литературный центр - представляет собой зону развивающую интеллект, память, речь, расширяет общий кругозор ребенка, очень важно
периодически пополнять его новыми журналами, книгами. Дома вы можете создать свою библиотеку выделив для этого полочку.
Центр ИЗО - на уровне роста вашего малыша можно наклеить кусок белых обоев для воплощения творческих идей ребенка. Важно разнообразить инструменты и материалы для творчества: пластилин, клей,
кисти, цветные и простые карандаши. Художественное творчество развивает глазомер, художественный и эстетический вкус, ориентирование на листе бумаги, воображение, внимание, память, творческие способности.
Центр строительства - в нем есть конструкторы различных видов и размеров. При подборе строительного конструктора учитываются возрастные особенности детей. Конструирование развивает у детей память, воображение, внимание, речь, логическое мышление, ориентировку в пространстве; очень хорошо развивает детей ручной труд из бумаги, складывание бумаги в различные предметы называется техникой оригами. У детей развивается глазомер, мелкая моторика, творческие способности.
Дома также можно создать уголок конструирования для этого можно, например, отвести место в шкафу где будут лежать необходимые предметы, и дополнить уголок небольшим ковриком для напольного конструктора.
Центр драматизации - в него входят разные виды театров: кукольный, настенный, теневой, коробочный, а также уголок ряжения. Театрализованные игры развивают память, внимание, воображение,
выразительность, речь, творческие способности. Дома легко вместе с ребенком смастерить пальчиковый театр,
ширмой может послужить большая коробка с вырезанными окошками. Также можно изготовить кукол из старых перчаток, варежек, бумаги.
Центр науки и природы- является важнейшей зоной развивающей среды. Дети изучают свойства предметов их признаки. При этом учатся определять разные материалы, по запаху, на ощупь и т. д. Проводят
эксперименты с природным материалом, наблюдают за ростом растений, формируют навыки ухода за ними.
В домашних условиях хорошо бы высадить в цветочный горшок луковицу и наблюдать за ее произрастанием. Для опытов можно использовать кусочки ткани, деревянные брусочки, металлы, вату и многое другое. Такие опыты активируют аналитическую деятельность мозга,
Немалую часть времени ребенок проводит с вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в
которой хранятся дощечки с налепами из пластилина на них ребенок может воплощять свои фантазии из крупы и макарон. Можно использовать гречу, рис, горох, перец, отсчитывая макароны ребенок закрепляет счет, форму, цвет; также у ребенка развивается мелкая моторика, память, воображение, фантазия.
Очень важным для ребенка является физическое развитие. Замечательно, если в доме у ребенка оборудован спортивный уголок, если
его нет можно выделить полочку, где вы поместите мячи, скакалку, кегли и т. д. Эти вещи также должны быть.
Поскольку у детей ведущим видом деятельности является игра,
можно домаразместить красочный игровой магазин, атрибутами в котором являются коробки от конфет, соков, бутылочки, баночки, кошелек, весы и т. д.
В мини-парикмахерской должно быть зеркало с небьющимся
стеклом, различные бутылочки из-под шампуней, кремов и т. д. В игре с куклами дети часто повторяют модель поведения своих
родных, учатся вести себя вежливо. Играя в семью, дети учатся правильному поведению в социуме, коммуникации, формируют культуру общения и поведения.
Вот и все. Как видите создание развивающей среды для ребенка-
это не такое уж сложное занятие. Главное- осознать необходимость, понять основные моменты и, конечно, уделить время.
Итак, с одной стороны, родители открывают ребенку мир предметов и отношений, рассказывают о их назначении и смыслах, учат правильному обращению. С другой стороны - дети обращают внимание на такие явления, которых не было в мире детства родителей. И родители тоже должны развиваться, учиться, чтобы сохранить ведущие позиции в воспитании ребенка, быть для него интересными личностями.