kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Основные приёмы развития читательской активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация может пригодится как воспитателям, так и родителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Основные приёмы развития читательской активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников»»

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Альберт Эйнштейн.



Читательская активность – это свойство личности, характеризующееся способностью изменять окружающую действительность и саму личность в процессе читательской деятельности. При этом активно читающий человек имеет потребность в чтении, владеет навыками грамотного, осознанного обращения к чтению, как к источнику самообразования, самовоспитания. Он владеет привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Это человек, умеющий самостоятельно выбирать книгу, составлять список произведений по определенной теме и находить их, пользуясь справочным аппаратом библиотеки. Он умеет выбрать, отобрать книгу на основе беглого его просмотра.

Активный читатель - это человек, который читает не только деловую, учебную или профессиональную литературу, но и тот, кто читает в свободное время и связывает успех в жизни с чтением. При условии правильного воспитания читателя досуговое чтение должно стать привычкой к 12 годам и сохраняться всю жизнь. Активный читатель чаще бывает хорошим читателем, читающим вдумчиво.

Сформированность читательской активности проявляется в систематичности чтения и времени, которое отводится на чтение; в разноплановости целей и внутренней мотивации чтения; а также в сформированности навыка осознанного и самостоятельного чтения и способность самостоятельно применять читательские знания и умения.

Определение понятий «читательская активность» и «активный читатель» позволяет выделить показатели сформированности читательской активности. К ним относятся:

потребность в чтении;

мотивация чтения;

время, отводимое на чтение;

способность самостоятельно применять читательские знания, умения, навыки.

На основе выделенных показателей можно выявить у обучающихся уровень сформированности читательской активности и определить направления работы по формированию у обучающихся читательской активности.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;

- разучивание стихотворений;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;

Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.

В детском саду используют основные формы работы для приобщения детей к книге:

- НОД,

- театрализованная деятельность,

- самостоятельная деятельность,

- праздники и развлечения,

- книжные уголки,

-работа с родителями.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Знакомство ребенка с книгой в младших  группах  начинается с миниатюр народного творчества — потешек,  песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществлялось с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Наблюдая за своими воспитанниками, воспитатель обращает внимание, что их привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

      В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

      В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

      В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Вся эта работа невозможна без поддержки родителей. С этой целью воспитателями должна проводиться следующая работа: родительские собрания - «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг, без нее как без рук», «О воспитании у детей интереса к чтению»; консультации -  «Ребёнок и книга»; мастер-класс «Изготовим книжку малышку своими руками»; анкетирование – «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни вашего ребёнка», «Приобщение детей к детской художественной литературе» – направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.



Cписок литературы:

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/07/master-klass-priemy-v-rabote-po-formirovaniyu-chitatelskoy

2. С. М. Бондаренко, Г. Г. Граник, Л. А. Концева «Как учить работать с книгой», М. ,1995

3.https://infourok.ru/priemi-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-doshkolnikov-3922139.html

4.https://infourok.ru/metodi-i-priyomi-razvitiya-chitatelskoy-deyatelnosti-1636816.html








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андронова Надежда Павловна

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539943


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства