Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр"»
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 5
2. Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 7
3. Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста 10
Заключение 12
Список используемой литературы 14
Приложения
Приложение 1 Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 15
Приложение 2 Диагностический комплекс 17
Введение
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операции ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера.
Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя с предметами и воспринимая предметы.
В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление - это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.
Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции.
Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений.
Именно этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря этому виду мышления, ребенку удается наиболее абстрактно решать мыслительные задачи. Самой важной особенностью мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте является способность видеть относительность той или иной логической системы и избегать противоречий, связанных с относительностью системы отсчета. Конечно, поведение ребенка логично в любом возрасте, но логические противоречия возникают на стыке разновозрастных систем логики.
Цель работы: теоретически обосновать значение дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего возраста.
Задачи:
Проанализировать историю и современное состояние проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития логического мышления у дошкольников и проверить его эффективность.
1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности в старшем дошкольном возрасте является развитие логического мышления.
Логическое мышление - умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.
Логическое мышление - мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решать мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия - это значения употребляемых нами слов. Понятие - средство логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука - логика. Поэтому виды рассуждений называются логическими процессами и логическими формами мышления, а само мышление логическим.
Так же логическое мышление - это такое мышление, пользуясь которым ребенок в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
В структуре логического мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. А более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельные не существуют.
Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.
Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений.
Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выдающая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция - вывод общего суждения из частных.
На основе всех операций и процессов изменяются образы, которыми ребенок старшего дошкольного возраста оперирует, изменяются и действия, которыми пользуется ребенок. Они приобретают обобщенный характер, так же как и многие его представления.
Таким образом, логическое мышление - это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция
2. Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время доказано, что логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному.
Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим.
Таким образом, развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.
Большое влияние на развитие логического мышления оказывает речь, которой ребенок пользуется при действительном, так при образном решении задач на всех уровнях развития.
Н. Н. Поддъяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:
Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно - действенном плане. Ребенком уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.
Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух не отдельного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.
Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе - память и опыт, накопленный в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.
Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно - действенном плане с целью подкрепить наглядный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.
По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, к все более глубокому его определению и приходит ко все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность.
Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». А также ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми.
3. Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов развития логического мышления.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности.
Дидактическая игра - это специально создаваемая и приспособляемая для целей обучения игра.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, а система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем.
Дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает в практике воспитания детей все большее значение. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности и правилам, организации и взаимоотношения детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.
Ко всем дидактическим играм применяются следующие требования
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие задачи, решение которой требует умственного усилия преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Для практики дошкольного воспитания очень важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие воображения, навыков поведения в соответствии с правилами, логического мышления и т.д.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у детей происходит накопление чувственного опыта.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях, которые составляют содержание игры.
Заключение
Итак, математические игры позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Анализ научной и методической литературы позволил изучить особенности развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:
Старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.
с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким;
мышление ребёнка связано с его знаниями. В современных образовательных технологиях знания не рассматриваются в качестве основной ценности и могут варьироваться в широких пределах. Центр тяжести переносится с того, какой фактический материал дается детям, на то, как он дается. Это возможно при условии, что педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т. е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике;
- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация;
- включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им математических задач повышает эффективность результатов развития мышления детей.
Использование математических игр в работе со старшими дошкольниками позволяет создавать эффективные условия для развития логических приемов мышления детей.
Можно сделать вывод, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку: широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игр, настольных.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Список используемой литературы
1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михай.
7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
Приложения Приложение 1 Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Основным методом исследования являлся психолого-педагогический эксперимент. Он включал три этапа: В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа.
На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности мышления у детей старшей группы. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий «логикой», способных формировать логическое мышление.
На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент в ходе, которого была проведена апробация серий игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей.
Третий этап - контрольный эксперимент, был связан с перепроверкой уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Изучение уровня овладения логическими операциями» и «Нелепицы».
Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями».
Цель: изучить уровень овладения логическими операциями.
Материал для исследования: подготовить восемь геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, большие и маленькие, красные и синие).
Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми пяти лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из восьми геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем отличаются друг от друга эти фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигуру и предлагают ребенку найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчеркивая слова, «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную фигуру или фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой - образом и спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребенок ошибается, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.
Обработка данных: выделяют три уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста логическими операциями.
Высокий уровень. Ребенок выбирает фигурку по трем параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и четко объясняет свой выбор («Потому, что это квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
Средний уровень. Ребёнок выполняет задания сам или с незначительной помощью взрослого, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием.
Методика « Нелепицы »
Цель: изучить представление детей об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между ними; определение умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; проведение исследования. Вначале ребенку показывают картинку. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи всё ли здесь находится на своём месте или неправильно нарисовано. Если что-нибудь покажется не на своем месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время выполнения три минуты.
Обработка данных:
Высокий уровень - ребенок назвал все нелепости и объяснил, как на самом деле должно быть.
Средний уровень - назвал все нелепицы, но объяснил только половину из них. Низкий уровень ребенок назвал, все нелепицы, но не объяснил. Почему это неправильно.
Приложение 2 Диагностический комплекс
I. Классификация геометрических фигур, множеств, предметов.
1. «Найди отличие» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, умеет ли ребенок сопоставлять предметы между собой, находить в них отличное, подобное.
Предложить ребенку рассмотреть изображение предметов и сказать, чем они отличаются.
2. «Что лишнее?» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, умеет ли ребенок находить общие и отличительные признаки предметов, объединять предметы в группы по одному из них.
3. «Столько - сколько» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять одинаковые по количеству множества.
Материал: морковки из картона.
Скажите ребенку, что зайчиха решила вырастить для своих зайчат морковь. Вскопали грядку и посеяли - растет морковка. Зайчонок тоже взялся хозяйничать. Но не знает, как сделать, чтобы у него было столько же морковок, как у мамы. Предложите помочь зайчонку. Пусть подумает: если у мамы - зайчихи на огороде вот столько морковок (положите перед ребенком определенное количество их), то сколько семян должен посеять зайчик?
4. «Заполни клеточки» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, умеет ли ребенок раскладывать множество на подмножества.
Материал: различные по величине и цвету геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) условные обозначения: цвет (голубой, желтый, красный) маленький и большой дома - величина (большой, маленький).
Сначала необходимо выяснить, понимает ли ребенок условные обозначения. Предложите ему подобрать фигуры к одной из них, например, к маленькому домику. Затем загадайте заполнить пустые клетки карты.
5. «Я вижу то, чего ты не видишь» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять форму предметов с помощью геометрической фигуры как эталона.
Предложите рассмотреть окружающие предметы и угадать: «Что я вижу круглое - такое, чего ты не видишь?» И т.д.
II. Сопоставление по величине, массе, объему, размещению в пространстве, времени.
1. «Найди картинку» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, умеет ли ребенок сопоставлять сразу по двум качественным соотношениями.
Материал: карточка с изображением группы предметов разной величины.
Предложите ребенку найти картинку, где мячик больше, чем утенок, и меньше, чем корзина.
2. «Числовые карты» (дидактическая задача)
Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять сразу два качественных соотношения между упорядоченными множествами и осознает взаимообратные отношения между числами в натуральном ряду.
Материал: числовые карточки, цифры.
Предложите ребенку разложить последовательно цифры и подобрать к каждой соответствующую числовую карточку. Спросите: сколько предметов изображено на пятой карте? Какое количество предметов изображено на следующей карте? На предыдущей? Какое число больше - 5 или 6, 4 или 5? Что можно сказать о числе 5?
Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять числа в натуральном ряду чисел.
Материал: карточки с изображением ожерелья с цифрами, цифры.
Обратите внимание ребенка на ожерелье. Попросите найти пропущенные цифры - бусины и «нанизать» их там, где они должны быть.
4. «Репка» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, умеет ли ребенок различать объекты по размещению в пространстве и по удаленности друг от друга.
Материал: фланелеграф, набор персонажей к сказке «Репка».
Разместите на фланелеграфе репку, а затем одного за другим всех персонажей сказки. Попросите ребенка рассказать: кто первый хотел вырвать репку? Кто первый помог дедушке? Кто последний пришел на помощь? Кто был ближе к репке? Кто дальше? Еще дальше? Дальше всех?
5. «Дни недели» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, знает ли ребенок названия дней недели, понимает ли последовательность событий: вчера, сегодня, завтра.
Материал: фланелеграф, семь карточек с кружочками (от одного до семи).
Выложите на фланелеграфе в один ряд карточки: с одним кружочком - понедельник, с двумя - вторник и т.д. Дав указание: «Закрой глаза!», Уберите одну карточку. По второму указанию: «Открой глаза» - ребенок определяет, какой карточки нет. Затем называет, какой день был вчера, какой будет завтра.
III. Исчисление и измерение количества, расстояния, длины, ширины, высоты, объема, массы, времени.
1. «Помоги Незнайке» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, понимает ли ребенок разницу между количественным и порядковым счетом, умеет ли ребенок считать в обратном порядке, называть числа последовательно от какого - либо числа.
Материал: изображение двух башенок из 10 колечек. В первой - красное колечко-четвёртое, во второй - восьмое, остальные колечки в обоих башенках-синие.
Попросите ребенка помочь Незнайке определить, чем отличаются башенки. Когда он назовет порядковым числительным размещение красного колечка, предложите назвать количество всех колечек и посчитать их по порядку.
2. «Слепим снеговика» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, знает ли ребенок состав числа из двух меньших чисел.
Материал: карточка с изображением нескольких снеговиков.
Обратите внимание ребенка на то, что у всех снеговиков не соединенная нижняя часть туловища. Предложите рассмотреть каждого и «слепить» снеговиков (присоединить стрелками нужны нижние шары).
3. «Путь вертолета» (дидактическое упражнение)
Цель: выяснить, умеет ребенок ориентироваться во времени с помощью часов.
Материал: карточка с изображением вертолета и нескольких часов.
Предложите ребенку «проследить» путь вертолета с помощью часов, используя стрелки.