Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Речевое развитие детей 2-3 лет"»
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2 – 3 лет»
РЕЧЬ – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.
Своевременное и правильное речевое развитие формирует личность ребенка.
Усвоение речи в дошкольном возрасте — необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
РЕЧЬ не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Это довольно длительный и сложный процесс.
Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Это зависит от физиологических особенностей каждого ребенка. Но в целом речь ребенка должна быть сформирована к 6-7 годам.
Наиболее часто тревожит родителей детей раннего возраста запаздывание появления активной речи. Хорошо известно, что ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. Активная речь возникает у ребенка как средство ситуативно-делового общения со взрослым. Такая форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. Открыв для себя существование предметов, ребенок устремляется к их познанию.
Специалисты считают возраст с двух до трех лет сензитивным периодом развитии речи ребенка. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребенка.
Именно в этом возрасте происходит и качественный, количественный скачок в речевом развитии малыша.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
К двум годам нормально развивающийся ребенок использует в обиходе более двухсот слов, состоящих из двух-трех слогов и короткие фразы: "Мама сиди. Папа, Катя гулять. Вова, дай мяч. Аня, сиди сюда".
Многие исследователи называют этот возраст периодом "телеграфной речи", когда ребенок употребляет в основном только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений. Как правило, речь ребенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понятна в определенной ситуации.
Кроха еще значительно нарушает слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Вместо "шкаф" он может говорить "каф", вместо "спать" - "пать", вместо "трамвай" - тавай" и т.п.
В два года и три месяца малыш уже задает вопросы типа "Что это?", "Кто это?", "Где?", "Куда?".
К двум с половиной годам ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она), наречия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, под, у, за). В это время малыш уже способен построить простое распространенное предложение: "Я возьму карандаш и нарисую мяч", он легко запоминает короткие стишки, детские песенки.
К двум годам и десяти месяцам речь ребенка становится понятной всем окружающим. Теперь ее можно считать средством общения.
К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи присутствуют сложные предложения различной конструкции: "Мы гуляли с папой в парке и видели огромную собаку", "Мы не пошли гулять, потому что шел дождь". Малыш задает вопросы со слово "когда": "Когда мы пойдем гулять?"
Исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой. Кроха уже не говорит: "Хотю пить тяй" или "Воть мой мять". Скорее всего,он уже может сказать: "Хочу пить чай" и "Вот мой мяч".
3-4 год жизни характеризуется тем, что потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются.
Словарный запас детей достигает примерно 800-1000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи
Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и.т.д. Не всегда дети пользуются ими адекватно, иногда, не зная названия предмета, ребенок прибегает к обобщающим словам: “Видел дерево” (а не березу или сосну); “Это цветок” (вместо ромашки или одуванчика).
Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зеленое трава»).
Проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков ([с],[з],[ж],[ш],[ц],[ч],[щ] и их мягких аналогов, звуков [р] и [л] и их мягких аналогов.
Речь детей третьего года жизни почти всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Малыши пытаются “подогнать” свою речь к общепринятому, но это не всегда удается, и они заменяют недостающие звуки другими, более легкими для произношения. Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие: согласные звуки произносятся смягченно: “зюбы” (зубы), “скамееська” (скамеечка). Значительно реже, но все - таки наблюдаются обратные явления - замена мягких фонем твердыми: “тота Луба” (тетя Люба); большинство детей шипящие фонемы ш, ж, ч, щ заменяют свистящими с, з: “лосадка” (лошадка), “зук” (жук), “девоська” (девочка), “сетка” (щетка); дети совсем не произносят звук р: “ука” (рука), “ыба” (рыба) или заменяют его другими звуками - л, л’, в, й: “колова” (корова), “лёза” (роза), “кавман” (карман), “йак” (рак); звук л обычно смягчается: “люза” (лужа), “йампа” (лампа) ; звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: “дуси” (гуси), “тоска” (кошка), “тлеп” (хлеб).
Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» стол),
«лен» (хлеб), ципленок» щыпленок), «мицинел» милиционер», «мачик» (мальчик», «плесин» (апельсин), «мнемножко», «клювка» (клюква). Еще одна особенность этого возраста - укороченный слабый выдох (1, 5 - 2 с.), поэтому многие дети говорят недостаточно громко. Их голосовой аппарат еще не очень окреп. Малышам не всегда под силу правильно им пользоваться, например, они не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка (если кто - то спит, во время
еды).
В 3 года и в течение всего четвертого года жизни ребенок в норме его развития может неправильно произносить или вовсе не произносить звуки:шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л). А вот свистящими звуками ребенок обычно уже владеет к концу года – то есть к 4 годам. В этом возрасте ребенок уже может правильно произносить свистящие звуки с, сь, з, зь, ц в словах с открытым слогом: сова, лиса, коза и других подобных.
Звукопроизношение.
Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.
3. Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся недостаточно четко,
пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук);
заменяются Ш – С, Ф («сапа», «фапка» - шапка),
Ж – З, В («зук», «вук» - жук),
ЧЧЧЧЧ – Ц, ТЬ (« оцки», «отьки» - очки),
Щ - СЬ, ТЬ («сетка», «тетка» - щетка).
4. Звуки Л и Р
пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука);
заменяются звуком ЛЬ («лямпа» - лампа);
заменяются Й («ямпа» - лампа, «юка» - рука).
Учитывая эти недостатки, взрослые должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.
Ребенок в 3 года говорит еще очень нечетко, часто смягчает согласные в словах. Например: дети могут говорить «лямпа» вместо лампа, «босой» вместо большой. У него еще не очень хорошо развит артикуляционный аппарат. И это тоже возрастная особенность ребенка. Например, дети 3 лет часто пропускают звуки или даже целые слоги: «нег» (снег), «зей» (змей), «сипед» (велосипед), «атабиль» (автомобиль) Или заменяют их на другие звуки: «сапля» вместо цапля, «посла» вместо «пошла». Дети могут и переставлять местами звуки в слове, например, «певрый» (первый).
Это возрастная особенность, которая не требует вмешательства взрослых. Эти явления постепенно исчезнут.
В словах из 2-3 открытых слогов, как правило, ребенок 3 лет правильно называет слово (машина, дерево, буратино). А вот в более сложных словах (автомобиль, пингвин, ножницы) он может путаться с слоговой структуре слова, переставлять или пропускать слоги или звуки. И в результате в речи ребенка получается получаются «нозицы» вместо ножницы.
Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4–5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его высказываниях нет той развернутости, которая характерна для связной речи. Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя. Часто он пользуется местоимениями «он», «она» в самом начале рассказа. Так, что непонятно, о ком ребенок собирается рассказывать. Трудно детям описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте хорошо знают и правильно произносят предметы ближайшего окружения. В речи заметно преобладают простые фразы, распространенные предложения дети употребляют, но очень редко. Речь в основном носит ситуативный характер, она еще не достаточно точна и совершенна в словарном и грамматическом отношении. Наблюдаются возрастные несовершенства звукопроизношения.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Рекомендации:
1. Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути. Это может быть животное, человек, растение и др. Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас. Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат. Формирование речи происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского сада или с прогулки, обязательно спросите у ребенка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите:"Что он делает?" вместо «Он играет?»
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки.
Все дети любят рассматривать картинки в книгах – делайте это вместе с ними и обязательно попросите их рассказать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок самостоятельно сможет их хорошо пересказывать. Помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова, например, волка или лисы, звучали действительно выразительно.
5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
6. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
11. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его. Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.
Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать (различать) звуки. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
Поиграйте с ребенком в следующую игру: пусть он отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в ловитки: у одного игрока глаза завязаны, а другой передвигается по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребенку определить, откуда раздается звук. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.
12. Учеными установлено, что развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Развитие мелкой моторики играет значительную роль в речевом развитии ребенка, это обусловлено тем, что нервные центры, отвечающие за речь и мелкую моторику в коре головного мозга находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому надо постараться увлечь ребенка пирамидкой, кубиками, мозаикой. Детям легче вначале играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться. Мальчику можно предложить навинтить гайки на болт, а девочки будут с удовольствием нанизывать бусинки на нитку. Старайтесь не просто дать малышу задание построить дом, собрать картинку в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет.
- Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают следующие упражнения. Вы уже рассказывали ребенку сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он баловный и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому, при широко открытом рте кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать то нос, то подбородок. Язык при этом становится то широким, то узким. Можно предложить ребенку пощелкать языком. Чтобы губы стали более подвижными, можно предложить малышу имитировать плач грудного ребенка («уа»). Предложите ребенку поговорить по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа речевого аппарата усиливается.
- И еще один совет, прежде чем перейти к отработке звуков. Поставьте перед собой зеркало и, глядя в него, произнесите тот звук, который вы будете изучать с ребенком. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, какое положение заняли ваши губы, язык, зубы в момент произнесения звука. Необходимо и ребенка посадить перед зеркалом, чтобы он наглядно видел положение губ и языка при правильном звукопроизношении. Обычно перед зеркалом дети с большим удовольствием выполняют упражнения.