Консультация для родителей
«Роль пальчиковой игры для развития речи у детей дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский
Ученые доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи,внимания,памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях. Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи. Во-вторых, ребёнок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребёнок совсем маленький – он учится распознавать звукосочетания отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако за последние десять лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизилось. Сейчас есть возможность приобретать для ребёнка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы, планшеты, гаджеты. На самом деле, именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Очевидно, чтобы легко учиться у ребёнка должны быть хорошо развиты и скоординированы движения мышц обеих рук.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит, подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2) Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4) Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8) Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9)В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.
10) При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
11) Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
12) Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13) Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.