Консультация для родителей " Учим детей пересказу"
Консультация для родителей " Учим детей пересказу"
Пересказ -это связное, выразительное, творческоевоспроизведение литературного образца в устной речи, один из видов монологической речи.это сложный умственный навык,который формируется постепенно в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей " Учим детей пересказу"»
Консультация для родителей «Учим детей пересказывать»
Очень важно научить детей пересказывать тексты. При этом нужно:
стремиться соблюдать последовательность событий
создать внутренний план рассказа
ПЕРЕСКАЗ - это связное выразительное творческое воспроизведение литературного образца в устной речи, один из видов монологической речи.
Это сложный умственный навык, который формируется постепенно в процессе обучения.
Для овладения навыком пересказа необходимы речевые навыки и умения: умение прослушать произведение, понять его основное содержание и пережить, прочувствовать его; умение осмысленно и выразительно передать произведение устно, свободно излагая мысли, сохраняя характерные выражении автора, но, в то же время, пользуясь своим активным словарём; умение рассказывать в коллективе, адресуя свою речь слушателям.
Как подбирать тексты?
Для пересказа мы подбираем тексты разного содержания: повествовательные, описательные, тексты со скрытым смыслом. Все они должны быть познавательными, способствовать нравственному воспитанию детей.
Как учить пересказывать:
- сначала нужно подготовить детей к восприятию нового произведения, т.е. давай послушаем сказку о …;
- затем родитель читают текст без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить детям свободное художественное восприятие.
- потом родители беседуют (разбор произведения) по содержанию рассказа, при этом они задают вопросы, помогающие детям сосредоточиться на основных моментах рассказа, уточняется характеристика образов.
- затем повторное чтение текста, с установкой на пересказ: послушай сказку ещё раз, а потом ты её расскажешь.
- непосредственно пересказ.
Рекомендуем начинать работу по пересказу уже с младшего дошкольного возраста. Можно использовать для этого прием «договорилок», например: посадил дед … (репку), и т.д.
Со средней группы, можно предложить следующие виды пересказа (объём текста увеличивается в зависимости от возраста):
— Подробный, или близкий к тексту пересказ. Во время беседы по содержанию сказки родители задают как можно больше вопросов для того, чтобы ребёнок передал текст сказки как можно подробнее, близко к содержанию произведения. (Например: сказка «Курочка Ряба». Вопросы: кто жил? Кто у них был? Что снесла курочка? и т.д.)
— Пересказ с изменением лица. Произведение написано от первого лица, а передаётся от третьего и наоборот(Например: У Лиды есть коньки. Лида пошла на каток. Один раз Лида упала. Потом она каталась хорошо. Родители предлагают рассказать такую историю о себе: У меня есть коньки. …)
— Пересказ фрагментов произведения. (Например: сказка «Колобок». Родители предлагают рассказать только о встрече колобка и медведя)
— Пересказ по аналогии (с заменой героя или времени года). (Например: сказка «Колобок». Для детей средней – старшей группы. Родители предлагают: расскажи сказку, только дело было зимой. (заяц будет белым, медведя колобок не встретит)).
— Пересказ с инсценировкой. Ребёнок сам изображает героев сказки, как в театре. Используются игрушки, разные атрибуты, наряды, костюмы. Этот вид пересказа очень близок к игровой деятельности. В то же время, он помогает вникнуть в содержание образа, передать интонационно характер действующих лиц.
— Пересказ по цепочке. По очереди: ребёнок начинает пересказывать, а мама продолжает. При этом части рассказа должны быть логически завершёнными. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать, следить за речью другого. (например, сказка «Лиса и Журавль».
Мама Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Ребенок Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.
Подала и потчует:- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.
Мама Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!
Ребенок А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. И т.д.
— Пересказ по опорным сигналам (картинки, иллюстрации), которые направляют процесс пересказа текста ребёнком.
Например: Родители читают текст. Затем, выставляя поочередно картинки предлагают ребенку вспомнить предложения по ним.
Мама с утра хлопочет. Румяные пироги с разными начинками уже лежат на блюде. Папа купил в магазине большой торт и шесть маленьких разноцветных свечек. Бабушка накрывает в гостиной стол. Вот и собралась за столом вся семья. Даже ленивый кот Тишка перебрался в кресло поближе к столу. Маша задула все свечки на торте. «С днём рождения, Машенька, ты стала совсем большой!»
Для детей старшей подготовительной группы можно предложить:
пересказ по готовому плану. Например, сказка «Лиса и Журавль». Родители предлагают: расскажи сказку по плану – кто жил-был? Кто пришел? Что случилось? Чем дело кончилось?
пересказ текста со скрытым смыслом, в котором нужно ответить на вопрос, объяснить, почему и выбрать любой вышеперечисленный прием пересказа
Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы:
- Краткий пересказ (передача главной мысли без подробностей). Родители во время беседы задают вопросы только об основных событиях рассказа.
- Творческое рассказывание.
а) продолжение с добавлением фактов. Например, родители задают вопрос после рассказа: а что было дальше?
б) составление рассказа на основе личного опыта. Очень полезно родителям, после любых каких-либо событий, предлагать ребёнку рассказать об этом (встретили кого-то, сходили в магазин и др.).