Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей " Воспитываем самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста "»
Консультация для родителей
Тема «Воспитываем самостоятельность у детей
младшего дошкольного возраста»
подготовила воспитатель Таирова Галина Шамильевна
Самостоятельность необходимо воспитывать с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно, И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто нам приходиться слышать: «Я сам!» Но часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё это за него самого. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают самостоятельности, подрывают у него веру в собственные силы, приучают надеяться на других.
Уже к 3 годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого , как в действиях, так и желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них негативизм, то есть непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый человек настаивает на своём потому, что он этого потребовал.
Кроме того наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.
И, наконец, своелюбие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.
Также в поведении ребёнка могут наблюдаться такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребёнок будто находиться в состоянии конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведёт себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Что же дети могут выполнять в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что малы?
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстёгивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.
Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца.
Необходимо также правильно руководить действиями детей.