Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Зачем быть вежливым"»
Консультация для родителей
«Зачем быть вежливым»
Проблема воспитания вежливости подрастающего поколения всегда была объектом пристального внимания.
По определению С.И. Ожегова, вежливость – это соблюдение правил приличия, учтивость. Широко известны слова Сервантеса: «Ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». В них подчеркивается огромная важность результата, достигнутого путем простой вежливости, без каких – либо чрезвычайных усилий. В.Е. Гольдин определяет вежливость как главный способ применения этических знаний. Л.В. Васильева считает, что вежливость – это умение деликатно и предупредительно относиться к другим людям. Таким образом, вежливость является важнейшим компонентом общения людей, их взаимоотношений.
Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости. От овладения культурой общения в детском возрасте, во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми, в учебном, трудовом, семейном и других коллективах. Уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяет такое важное качество ребенка, как общительность. Оно помогает ребенку войти в группу сверстников.
Опираясь на ранее усвоенные навыки культурного поведения в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, приветливых форм общения необходимо научить детей понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Основой культуры общения является соблюдение этических норм речевого этикета. Это обусловлено тем, что правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддерживанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного понимания. Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.
Для развития навыков вежливости необходимо включать детей в содержательные виды деятельности, где они имеют возможность разнообразно проявлять себя: договариваться, уступать друг другу, согласовывать свои намерения, обращаться с просьбой, благодарить. Именно в различных видах деятельности у детей продолжается формирование привычек и навыков культурного поведения: вежливое, внимательное отношение к взрослым и сверстникам, доброжелательный тон.
У детей пятого года жизни вежливость по отношению к взрослым проявляется в выполнении следующих правил: обращаться к воспитателю по имени и отчеству, на «вы», использовать вежливые обороты речи; самостоятельно выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»), в новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и примеру взрослого, проявлять доброжелательное отношение к взрослым, проявлять внимание к указаниям и просьбам старших (предлагать стул, угощать, делать подарки), говорить со старшими в доброжелательной тоне, не вмешиваются в разговор, извиняются. С необходимостью выполнять правила вежливости ребенок сталкивается систематически, благодаря этому создается возможность для постоянного упражнения в нужном поведении.
***
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я "здравствуйте" первым скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
"Пожалуйста" - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Памятка вежливости для родителей детей средней группы
« Как помочь ребёнку быть вежливым»
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».
4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
5. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
6. Учите вежливости вежливо!
«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда к Вам придёт гость и Вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет Вам сказать для того, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет Вам сказать.
1. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.
2. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» - может стать поистине волшебной.
3. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
4. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
5. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.