Просмотр содержимого документа
«Консультация для родмтелей "Вместе играем - речь дошкольников развиваем"»
Консультация для родителей
«ВМЕСТЕ ИГРАЕМ - РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!»
Взрослые часто слышат от детей фразу «Давай поиграем!». Согласитесь, что и вы слышали эту фразу далеко не один раз. Но зачастую мы отмахиваемся, ссылались на свою занятость домашними делами или работой. К сожалению, многим родителям проще включить ребенку мультфильмы, или дать свой мобильный телефон, планшет, чем уделить ему своё внимание. Происходит это по тому, что они уверенны - игра с детьми обязательно потребует специального оборудования или дорогих, ярких игрушек, и конечно же займет много времени.
На самом деле, существует немало игр, не требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть, даже занимаясь домашними делами).
Предлагаем Вам игры, направленные на развитие речи ребенка. Они помогут обогащению словарного запаса, научат грамматически правильно строить предложения, и будут способствовать развитию красивой, связной речи.
Желаем Вам удачи!
Любовь и терпение – вот залог вашего успеха.
«Назови ласково» (словообразование существительных с помощью
Высокий дом, а наоборот? (низкий дом); широкое полотенце, а наоборот? (узкое полотенце); грязные руки, а наоборот? (чистые руки); старый человек, а наоборот? (молодой человек). большой – маленький, короткий - длинный, мягкий - …, весёлый - …, быстрый - … и т.д.
«Один и много» (образование множественного числа
существительных). Взрослый называет один предмет – а ребенок много: яблоко - яблоки, много яблок; вишня – вишни, много вишен; слива - ..., арбуз - ..., лимон - …. и т.д.
Я назову одно слово, например, мебель, а ты назовёшь три слова, которые можно назвать одним словом «мебель» - (стол, шкаф, кресло). Деревья – (дуб, береза, сосна). Насекомые – (оса, комар, бабочка) и т.д.
«Из чего какой?» (образование прилагательных от
существительных). Варежки из шерсти, значит они какие? (варежки шерстяные); кукла из бумаги, значит она какая? (кукла бумажная); шкаф сделан из дерева, значит он какой? (шкаф деревянный); чемодан из кожи, значит он какой? (чемодан кожаный); кружка из пластмассы, значит она какая? (кружка пластмассовая); ваза из стекла, значит она какая? (ваза стеклянная). Колесо из резины - …, кабина из железа - …, Руль из пластмассы - … .
«Кто больше знает».
Игра-соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно использовать?». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши… .
«У кого - кто?» (упражнение в словообразовании).
В этом задании важно, чтобы ребёнок умел правильно образовывать существительные в единственном и множественном числе, т.к. очень часто бывает, что дети правильно называют детенышей животных в единственном числе и делают грамматические ошибки при образовании множественного числа (напр.: котята -«котёнки», козлята – «козлёнки» и др.).
Назови детёныша/ детенышей.
У кошки (котенок, котята), у собаки (щенок, щенята), у лошади (жеребенок, жеребята), у овцы (ягненок, ягнята), у коровы (теленок, телята), у свиньи (поросенок, поросята), у тигра (тигренок, тигрята), у льва (львенок, львята), у ежа (ежонок, ежата), у зайца (зайчонок, зайчата), у белки (бельчонок, бельчата), у волка (волчонок, волчата), у лисы (лисенок, лисята). У курицы (цыпленок, цыплята), у индюка (индюшонок, индюшата), у утки (утенок, утята), у гуся (гусенок, гусята).
«Нзови профессию»
Назови профессию человека, который:
Воспитывает детей (воспитатель), учит детей (учительница), стрижет волосы (парикмахер), убирает мусор (дворник), готовит еду (повар), шьет одежду (портниха, швея), разносит письма, газеты, журналы (почтальон), лечит людей (врач), проводит экскурсии (экскурсовод), выдает книги (библиотекарь), фотографирует детей (фотограф), чинит часы (часовщик), вставляет стекло (стекольщик), дрессирует зверей (дрессировщик), штукатурит дом(штукатур), чинит сапоги (сапожник), красит дом (маляр).
Что делает воспитатель? (воспитывает детей), парикмахер (стрижёт волосы), и т.д. с другими профессиями.
«Пересчитай» (согласование числительных с существительными).
Один карандаш, два карандаша, …пять карандашей. Один заяц, два зайца ... пять зайцев. Один стул, два стула, … пять стульев и т.д.
«Соковыжималка».
Приготовим из яблок сок. Как он будет называться? (яблочный). Из слив - сливовый, из апельсина – апельсиновый, из груш …, моркови …, лимона…? И наоборот: апельсиновый сок из чего?
Вспомни и назови слова, похожие по смыслу на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой». Ребенок называет слова-синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский («красивый» - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» - сырой, влажный и т.д.).
«А что бывает?»
Игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, красивым может быть цветок, девушка, рисунок и т.д.)
«Что можно сделать?»
По очереди называем предметы: из дерева – стол, стул, полка и т.д..; из резины – мяч, шину, скакалку …; из пуха – одеяло, подушку и т.д.
Кто больше не может ничего назвать – проиграл.
«Из чего сделан этот предмет?» – обратная предыдущей игра.
Взрослый называет вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня, книга – из бумаги и т.п.).