kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспиталей

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал предназначен для воспитателей дошкольного учреждения, который поможет выстроить систему работы по познавательной активности в процессе исследовательской деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспиталей»

Консультация для воспитателей

«Исследовательская деятельность дошкольника».

В представлении великого чешского педагога Я.А.Коменского- природа- единство макро и микромира. Человек, это своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Успешность умственного, физического, эстетического, психического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить первые, наиболее яркие впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

Исследуя почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды дети описывают их с точки зрения чувственного опыта /сенсорики/ :цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах. Для этого все нужно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому столь важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность.

Большой интерес вызывают у ребят весенние фенологические наблюдения. Дети пытаются найти ответы на вопросы : какого цвета почки у различных деревьев и кустарников? Отличаются ли по величине и цвету, почки растений, развивающиеся в тени и под прямыми солнечными лучами? У каких деревьев и кустарников почки распускаются раньше, чем у других и почему? Что общего у сережек ольхи, осины и чем они отличаются? На что похожи сережки деревьев?

Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов природы способствует активизации мыслительной деятельности детей. Предложите детям изобразить то, что им удалось наблюдать в течении дня: озорную синицу и паучка-трусишку, выглядывающего из под коры дерева; веселый ветерок и ласковое весеннее солнышко.

Важное место у детей в процессе формирования представлений, умений наблюдать, различать и сравнивать занимает такой прием воссоздания действительности, как зарисовка по памяти. Этот прием влияет также на развитие способности активизировать «оживлять» прошлый чувственный опыт и на формирование умения схематически изображать объекты в пространстве. Поэтому после наблюдений за пробуждающейся природой детям дается задание: сделать зарисовки почек в определенные периоды их развития у деревьев и кустарников разных пород, цветов кустарников и травянистых растений, сережек деревьев.

Приучая детей аккуратно делать рисунки, схемы, обозначения, мы постепенно вырабатываем у них привычку работать в тетради, альбоме, воспитываем усидчивость – готовим к будущей учебной деятельности.

Чтобы познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений, в конце февраля можно провести опыт. В просторный прозрачный целлофановый пакет с дырочками поместить неповрежденные овощи: картофель, репчатый лук, две моркови, зерна фасоли, семена укропа, петрушки. У одной моркови верхнюю часть, откуда произрастают листья, неплотно обернуть кусочком газетной бумаги. Такие же овощи и семена поместить в цельный целлофановый пакет темного цвета. Оба пакета разместить в хорошо освещенном месте, но желательно не под прямыми солнечными лучами. Спустя 7-10 дней в первом пакете овощи начнут прорастать, зерна фасоли разбухнут. Еще через неделю появятся побеги у картофеля, зеленые «перья» у лука, листья у моркови, «проклюнется» фасоль. Листья моркови, обернутые бумагой, будут бледные и тонкие, внешний вид семян укропа и петрушки не изменится. Во втором пакете прорастет лишь незначительная часть растений, большая –погибнет из-за отсутствия воздуха и света.

В результате наблюдений дети самостоятельно приходят к следующим выводам, для роста растений необходимы воздух, свет, тепло, вода. Прорастают в первую очередь те растения, у которых имеется запас питательных веществ, без должного количества света растения становятся бледными и вялыми.

Воспитатель предлагает детям сделать рисунки в альбомах, схематически указать факторы, влияющие на рост и развитие растений. Закрепить полученные детьми знания можно на прогулке, когда сойдет снег, в процессе игры «Кто быстрее найдет счастливчика и неудачника». Детям необходимо обследовать территорию детского сада с целью обнаружения первых цветов, молодых, зеленых «веселых» и «грустных» травинок, «грустные», слабые с трудом пробиваются из-под опавшей листвы, сухой коряги и камня.

Предложите детям изобразить счастливую травинку, растущую на открытом солнечном месте, и несчастную, живущую в тени, в тесноте.

Для изучения движения растений можно провести такой опыт. Найдите растение кислицу, рассмотрите форму, цвет листьев, их расположение на стебле, зарисуйте. Затем накройте растение картонной коробкой. Минут через 10 коробку снимите. Ребята увидят, что листочки кислицы опущены, будто испугались темноты и прижались к стебельку или просто уснули из-за отсутствия света. Пусть дети еще раз зарисуют растение. Через несколько минут, на глазах удивленных детей листья начнут расправляться, и принимать нормальное положение. Если закрывание и открывание листьев кислицы- это реакция растения на освещение разной интенсивности, то движение усиков некоторых овощных и комнатных растений – образец удивительной способности растений узнавать на расстоянии, где модно надежно закрепить свой стебель. Эксперимент показывает, что растение не тянется к гладкой поверхности, например, к стеклянной палочке, как будто понимает, что за нее не сможет прочно закрепиться. Усик предпочитает шершавую поверхность. Но если позволить усику на одно мгновение коснутся палочки, а затем убрать ее, то вначале он самопроизвольно изогется, реагируя на касание, а затем автоматически выпрямится и продолжит поиск шершавой поверхности. Если же усик не находит опоры, он свертывается и увядает. Это доказательство того, что растение не нуждается в органе, который больше не выполняет своей основной функции.

Дети убеждаются в том, что растения – живые, чувствующие организмы и способны приноравливаться к противоречивым условиям существования. Так и человек, идя по жизни, в первую очередь должен рассчитывать на свои силы и ум, быть целеустремленным, не бояться трудностей.

После этих опытов дети с энтузиазмом берутся за уборку территории детского сада от растительного мусора, за посев в грунт семян душистого горошка, ноготков, бархатцев.

Чтобы проследить за посещением насекомыми весенних сережкоцветных и первоцветных растений, выяснить как происходит опыление, можно в течении 5 минут понаблюдать за растениями и насекомыми. После наблюдения предложите детям зарисовать по памяти насекомых и опыляемые ими растения, движения насекомых, подлетающих к цветкам и сережкам деревьев.

Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей на учебно-опытном участке способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.

В процессе исследовательской деятельности дети научаются слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.


Литература.

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Ч. П. Лакоценин С.С., 2006.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.

3. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

4.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.:Сфера,2004.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2005.

6. Паршукова И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. [Текст] / И.Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. - 2006 - № 1 - с. 19 - 23.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для воспиталей

Автор: Дьяченко Любовь Анатольевна

Дата: 10.07.2019

Номер свидетельства: 516605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_organizatsiia_i_metodika_provedeniia_progulki_v_"
    ["file_id"] => string(6) "475141"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1532016433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников""
    ["seo_title"] => string(68) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "519843"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1568622232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства