Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей»
Оснащение центра речевого развития в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этом направлении. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе.
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, где им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребѐнка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания
-закрепление в речи чистого звукопроизношения;
- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
- знакомство с художественной литературой.
Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО
Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.
Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».
В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:
«Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
«Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
«Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
«Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
«Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием куклы на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
Памятка для воспитателей
Содержание речевого уголка:
картотека артикуляционных упражнений;
комплект зеркал (с ручкой);
картотека дыхательных упражнений;
картотека пальчиковых игр;
картотека оздоровительных пауз (динамических);
предметы для поддувания;
дидактические игры на обогащение словаря;
дидактичесике игры на развитие грамматического строя речи;
дидактические игры на развитие связной речи;
дидактические игры на совершенствование ЗКР;
дидактические игры на развитие фонематического слуха;
картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
различный материал для составления букв (камушки и т.п.);
материал по звукоподражанию:
шумовые инструменты;
звуковые коробочки;
детские музыкальные инструменты: гармошка, барабан, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.;
предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
звуковички гласных и согласных звуков;
домики для твердых и мягких звуков;
звуковые дорожки, звуковая лесенка;
альбомы по слоговой структуре слова;
игры и пособия по автоматизации звуков:
мелкие игрушки;
предметные и сюжетные картинки;
разные виды театров;
альбомы на звуки;
чистоговорки;
игры по лексике и грамматике:
предметные картинки по лексическим темам;
игры (дидактические, словесные, настольно-печатные и т.п);
игры по развитию связной речи:
серии сюжетных картинок;
разные виды театра;
стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки;
библиотека детских книг.
Литература:
1. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическое пособие" / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с.
2. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство- Пресс», 2005 – 192 с.
3.Новикова А. Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития воспитанников. Режим доступа: http://www.maam.ru
4. Скопина М. Уголок развития речи в детском саду. Режим доступа: https://melkie.net/oformlenie-gruppy/ugolok-razvitiya-rechi-v-detskom-sadu-oformlenie.html
5.Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственная среда. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.