kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для воспитателей по оформлению речевого уголка в ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей»

Оснащение центра речевого развития в ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО


Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этом направлении. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе.

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, где им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребѐнка;

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование речи);

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания

-закрепление в речи чистого звукопроизношения;

- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

- знакомство с художественной литературой.

Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

  1. Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.

  2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

  3. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.

  4. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.

  5. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

  • «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.

  • «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.

  • «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.

  • «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.

  • «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием куклы на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.








Памятка для воспитателей

Содержание речевого уголка:

  • картотека артикуляционных упражнений;

  • комплект зеркал (с ручкой);

  • картотека дыхательных упражнений;

  • картотека пальчиковых игр;

  • картотека оздоровительных пауз (динамических);

  • предметы для поддувания;

  • дидактические игры на обогащение словаря;

  • дидактичесике игры на развитие грамматического строя речи;

  • дидактические игры на развитие связной речи;

  • дидактические игры на совершенствование ЗКР;

  • дидактические игры на развитие фонематического слуха;

  • картотека словесных дидактических игр по всем разделам;

  • предметы, игры на развитие мелкой моторики;

  • массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Материал по развитию артикуляционной моторики: 

  • предметные картинки-опоры,

  • артикуляционные уклады-схемы,

  • артикуляционная гимнастика в альбомах,

  • артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;

Пособия для развития дыхания: 

  • шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, бумажные снежинки ;

  • картотека дыхательных упражнений,

  • дыхательная гимнастика;

  • кораблики и т.п.;

  • колокольчики из фольги на ниточке и т.д.;

Пособия для развития мелкой моторики: 

  • сухой бассейн,

  • мячики, прищепки,

  • трафареты,

  • пальчиковые игры,

  • шнуровки;

  • различный материал для составления букв (камушки и т.п.);

материал по звукоподражанию: 

  • шумовые инструменты;

  • звуковые коробочки;

  • детские музыкальные инструменты: гармошка, барабан, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.;

  • предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;

  • звуковички гласных и согласных звуков;

  • домики для твердых и мягких звуков;

  • звуковые дорожки, звуковая лесенка;

  • альбомы по слоговой структуре слова;

игры и пособия по автоматизации звуков: 

  • мелкие игрушки;

  • предметные и сюжетные картинки;

  • разные виды театров;

  • альбомы на звуки;

  • чистоговорки;

игры по лексике и грамматике: 

  • предметные картинки по лексическим темам;

  • игры (дидактические, словесные, настольно-печатные и т.п);

игры по развитию связной речи: 

  • серии сюжетных картинок;

  • разные виды театра;

  • стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки;

  • библиотека детских книг.


Литература:


1. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическое пособие" / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с.

2. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство- Пресс», 2005 – 192 с.

3.Новикова А. Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития воспитанников. Режим доступа: http://www.maam.ru

4. Скопина М. Уголок развития речи в детском саду. Режим доступа: https://melkie.net/oformlenie-gruppy/ugolok-razvitiya-rechi-v-detskom-sadu-oformlenie.html

5.Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственная среда. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Консультация для воспитателей

Автор: Титовская Анжелика Эдуардовна

Дата: 22.11.2019

Номер свидетельства: 528214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для воспитателей "Организация экскурсий и целевых прогулок в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(89) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-orghanizatsiia-ekskursii-i-tsielievykh-proghulok-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "249635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446926987"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(300) "Консультация для воспитателей Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniia_vzaimootnoshen"
    ["file_id"] => string(6) "531081"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575908704"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Консультация для воспитателей. Организация проведения прогулок."
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiiadliavospitatielieiorghanizatsiiaproviedieniiaproghulok"
    ["file_id"] => string(6) "299854"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456600228"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Консультации для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации."
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsii_dlia_vospitatieliei_vierbal_nyie_i_nievierbal_nyie_sriedstva_kommu"
    ["file_id"] => string(6) "472500"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528352846"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Консультация для воспитателй на тему: «Логопедическая пятиминутка в специальной (коррекционной) школе VIII вида» "
    ["seo_title"] => string(124) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieli-na-tiemu-loghopiedichieskaia-piatiminutka-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "232273"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442785364"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства