kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей детского сада. Познание окружающего мира посредством наблюдений (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь воспитателям в организации и проведении наблюдений с детьми дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей детского сада. Познание окружающего мира посредством наблюдений (из опыта работы)»

Консультация для воспитателей детского сада.

Познание окружающего мира посредством наблюдений
(из опыта работы)

Назначение: Данный материал рекомендован молодым начинающим воспитателям в работе с детьми с 3 – 7 лет, а также заинтересованным родителям.


Описание материала: При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Как сделать прогулку интересной? Как провести наблюдение с детьми? Какие приёмы можно использовать? Знаете ли Вы игру «Следопыты»? Если Вы заинтересовались, то этот материал для Вас.


Цель: помочь воспитателям в организации и проведении наблюдений с детьми дошкольного возраста.


При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения.
Наблюдение играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка:
1. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
2. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, которые, тем самым совершенствуют эстетические чувства.
3. Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствует физическому развитию детей.
4. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознания ребёнка новыми знаниями.



Основная цель наблюдений

– развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчётливо, во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не приходит само собой.
Какими же приёмами я пользуюсь для достижения этой цели в младшем и среднем возрасте?
На четвёртом году жизни возникает наглядно – образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно. Как это сделать?
Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приёмы руководства деятельностью детей. Наиболее эффективными приёмами во второй младшей группе являются:
• организация обследовательских действий с объектом наблюдения, если это не угрожает здоровью ребёнка;
• использование поисковых действий;
• имитация ребёнком движений, звуков предметов, явлений природы;
• приём сравнения.

Коротко остановлюсь на каждом из них.
Приём обследования направлен на выявление сенсорных признаков данного объекта.
Например, во время игр с песком, дети узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть (из влажного песка можно что-то слепить, а из сухого нет, он рассыпается).
Во время наблюдений за деревьями обследуем с детьми кору, и они узнают о том, что она бывает разная: шершавая или гладкая, тёплая или холодная, твёрдая, имеет запах.

Поисковые действия:

- Кто нагрел предметы?
- Откуда течёт ручеёк?
- Кто играет с листочками? т.п.

Приём подражания движениям, звукам помогает детям внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явление и улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».
Например, предлагаю детям повторить движения крыльев птицы во время полёта, сложить ладони и подвигать ими, как рыбка двигает хвостиком и т.п.
Во второй половине года начинаю использовать

приём сравнения.

Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют этим приёмом. При помощи сравнения они выделяют черты сходства и отличия в предметах и явлениях, их существенные, главные признаки. Например, сравнить листья одного дерева с листьями другого по цвету, форме, размеру.
В средней группе количество вопросов возрастает, действия детей становятся более целенаправленными и обдуманными. Поэтому рекомендуется проводить длительные наблюдения, то есть в форме циклов.
Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом живой природы.
Каждое из наблюдений цикла имеет:
• своё содержание;
• свою цель;
• не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.
В чём же преимущество таких наблюдений?
1. Цикл проводится в течение длительного времени – на неделю планируется 1-2 наблюдения, что способствует развитию у детей интереса к данному объекту природы.
2. В цикле объём знаний распределяется на «порции», что обеспечивает постепенное и более надёжное их усвоение.
3. Цикл наблюдений позволяет ребёнку чувственным путём и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Сам процесс наблюдения начинается с того, что я предлагаю детям осмотреть объект в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т.п. Во время следующих наблюдений организую рассматривание объекта по частям, сосредоточив внимание лишь на одной детали. При таком подходе ребёнок привыкает концентрировать своё внимание на указанной детали. Чтобы способствовать этому, я применяю различные приёмы:
1. После однократного рассматривания предлагаю детям закрыть глаза и представить себе то, что они только что видели. Затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём целесообразно повторять несколько раз.
2. Для закрепления образа наблюдаемого объекта использую такой приём, как раскрашивание чёрно-белых рисунков. Делать это можно по памяти или с натуры. Это помогает детям внимательно всматриваться в детали предметов, подмечать тонкости, желание наблюдать.
3. Развитию мышления способствует применение приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо объект или явление, предлагаю детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Организую дидактические игры: «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Найди, что опишу» и т.д.
В процессе игр дети приобретают определённые знания и умения:
• запоминают название объекта природы;
• у растений – название частей (корень, стебель, лист, цветок), учатся находить их на других растениях;
• у деревьев: корень, ствол, ветки, листья, плоды;
• отличают листья по форме (круглые, удлинённые, похожие на звезду), окраске (зелёные, жёлтые, красные), размеру (большие, маленькие), особенности поверхности (гладкие, шершавые).
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить её. К 5 годам у ребёнка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в этом возрасте. Это обусловлено психофизиологическими особенностями: появляется способность к логическому мышлению, увеличивается произвольность познавательного процесса, закладываются основные умственные умения и операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация).
У детей ярко проявляется любознательность. Они часто спрашивают: «Что это такое?», но я не тороплюсь с ответом, а стараюсь сделать так, чтобы они сами додумались. Задаю такие вопросы, которые стимулируют умственную деятельность детей.
Например,
– Это неживой или живой объект природы?
– Как ты догадался об этом?
– Какое оно на ощупь?
– Как оно передвигается?
– Оставляет ли оно за собой какой-нибудь след?
– Есть ли у него глаза, рот, ноги? Можно ли их увидеть? Если нет, то почему?
– Что представляет собой это существо?
– На какое другое существо оно похоже?
– Есть ли поблизости другие такие же?
– Что может произойти, если ты наступишь на него?
– Где оно живёт?
– Как ты думаешь, молодое оно или старое?
– Может ли оно превратиться во что-нибудь другое?
Таким образом, я помогаю ребёнку получить знания самостоятельно в процессе активной мыслительной деятельности. В этом случае детский вопрос превращается в формирование цели. Я лишь даю советы и рекомендации, вместе с ним осуществляю необходимые действия.
Обследовательские действия детей этого возраста становятся более осознанными и используются, в основном, для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений.
Широко использую поисковые действия. Детям очень нравится игра «Следопыты». Задания для этой игры могут быть разнообразными.
Например,
• Предлагаю детям собрать различные камешки, листочки (откуда они появились, на что похожи);
• Посчитать, сколько объектов живой и неживой природы найдут дети на участке;
• С помощью лупы поискать следы деятельности насекомых (это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков – караедов под корой деревьев;
• Найти вокруг себя объект живой или неживой природы, название которого начинается с той же буквы, что и имя ребёнка. Например: Данил – дерево, Лена – листочек, Марина – муравей, Паша – песок, Катя – камень и т.д.
• Понюхать какой-либо предмет с завязанными глазами и отгадать, что это;
• Определить на ощупь;
• Найти самое освещённое и самое тёмное место на участке, самое тёплое и самое холодное;
• Найти что-нибудь липкое;
• Найти предмет, не имеющий отношение к природе;
• Что-нибудь такое, что с удовольствием съела бы птица;
• Найти предмет, отражающий моё настроение.
Для формирования умения видеть, очень важно поддерживать интерес к наблюдениям. Одним из важнейших путей поддержания интереса является использование образов наблюдаемых объектов на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, познанию и даже по математике.
Организуя наблюдения в природе, я стремлюсь к тому, чтобы дети не только получали полное представление о предметах и явлениях, но и могли выразить это словами. Прежде всего, они должны уметь называть объекты природы, выраженные существительными, и признаки предметов, выраженные прилагательными.
Использование разнообразных приёмов, о которых я говорила выше, вызывает у детей необходимость суждения и умозаключения, которые приобретают форму предложений, то есть вид связной речи.
Прогулки, то есть непосредственное общение с природой, вызывают у детей большой интерес. Играя с камушками, песком, шишками, опавшими листьями, дети становятся любознательными, у них появляется множество вопросов.
Наблюдения дают материал для работы с родителями, потому что дети рассказывают обо всём интересном именно им, а они нам. Так идёт обоюдный разговор.
Так шаг за шагом я стараюсь привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капранова Елена Викторовна

Дата: 21.10.2021

Номер свидетельства: 589104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства