Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Формирование эмпатии у детей и профилактика агрессивности в дошкольном возрасте».»
Консультация для воспитателей.
«Формирование эмпатии у детей и профилактика агрессивности в дошкольном возрасте».
Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживание другого человека, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…» В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации оценками насилия дети становятся нечувствительными к боли другого человека. С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживания. По мере становления процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь. В младшем школьном возрасте, наряду с развивающимся чувством «я», у ребенка складывается представление о «я» других людей. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях. Для формирования эмпатийного поведения ребенку необходимо зрительно воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность. Для развития эмпатии важно учитывать, что ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет то, насколько воспитатель обладает эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеет вовремя прийти ему на помощь. Необходимо проводить коррекционно-развивающие занятия. Такие занятия направлены на решение следующих задач: - расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»; - развитие способности к эмоциональному сопереживанию; - развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; - воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным. В каждое занятие должны быть включены: - игровой прием, с помощью которого создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается; - игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания; - игры, в которых дети упражняются в проявлении радости, характеризующей общий настрой группы. Задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей, учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным, дать моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка. Эффективным способом активного отношения ребенка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся опыту, сравнению пережитых чувств с чувствами тех людей, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. При выполнении заданий на занятиях нужно позаботиться о том, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от совершенного поступка (помог уставшей маме, пожалел плачущую маленькую сестренку, сделал кормушку и покормил птиц и т. п.
Игры для развития эмпатии.
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках«волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Войди в круг — выйди из круга (автор — К. Фопель)
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: не больше 10 человек.
Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
Зоопарк (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Старенькая бабушка (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 8-10 человек.
Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.
Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.
В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
Дотронься...
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колес а, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: четное.
Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».
Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
Небоскреб (автор — К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
Источник: «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста». Г.А. Широкова