kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Формирование хозяйственно-бытовых навыков труда у младших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результатов. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Формирование хозяйственно-бытовых навыков труда у младших дошкольников.»

МБДОУ детский сад № 23 "Березка" с. Красное











КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ





Формирование хозяйственно-бытовых навыков


труда у младших дошкольников.
















Воспитатель: Городнова И.А.










2019 г.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результатов. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.


Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма ещё очень ограничена. Но в младшем дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки. В первую очередь это навыки самообслуживания. Дети этого возраста активны и любознательны. Их интересует всё, что делают окружающие их взрослые – родители и воспитатели. Малыши не просто наблюдают за ними, но и пытаются вмешаться в их действия. И от того, как родители и воспитатели отнесутся к этому явлению, будет зависеть будущее отношение детей к собственным делам и своим обязанностям, которые появятся в дошкольном, а затем и в школьном возрасте.


Можно, конечно, сделать всё самим, пока ребёнок спит или гуляет. Можно просто отстранить малыша от дела словами: «не мешай… иди лучше поиграй». Если взрослый часто произносит эти слова, это говорит только об одном: он недооценивает участие ребёнка в домашних делах и, сам того не подозревая, исключает одно из сильнейших средств положительного воздействия на малыша. В результате через какое-то время на просьбу взрослого что-то сделать ребёнок ответит отказом. А сейчас он ещё всё хочет и стремится к самостоятельности! И взрослым надо воспользоваться этим благоприятным периодом!


Иногда создаётся впечатление, что всё, что мы делаем с детьми, касается только нас, воспитателей, и их, малышей. А где же мамы и папы? Работают! И придя в детский сад за ребёнком после своей работы, большинство и не спросит, «что вы делали в группе?», «что новенького?», а быстро начинают одевать своего ребёнка. А он начинает кричать «Я сам!», капризничает. Иногда приходится приходить на помощь ребёнку, выходить в раздевалку и просить не спешить, дать малышу самому одеться.


Почти все родители дома кормят, одевают, обувают детей сами, считая, что так оно и должно быть, дети ещё маленькие. Да так оно и быстрее, и чище…


Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно выделить следующие задачи:


1.Убедить родителей в том, что младший и средний возраст – самое благоприятное время для воспитания у детей культурно – гигиенических навыков.


2. Познакомить родителей с наиболее рациональными способами обучения детей навыкам самообслуживания: привлекать детей сначала к выполнению несложных трудовых поручений, а затем к посильной помощи в быту.


3. Создать условия детям для наблюдения за трудом взрослых и старших детей (на прогулке) и отражать полученные знания в сюжетных играх.


4. Вызвать у детей и их родителей интерес к ручному труду, творчеству.


Для решения поставленных задач, прежде всего рекомендуется провести предварительную работу с родителями. Провести анкетирование. Обработав данные анкеты, предложить вниманию родителей папки – передвижки с материалами, касающимися формирования первоначальных трудовых навыков у детей младшего и среднего возраста. Организовать консультацию по теме: «Научи меня трудиться!».


Не следует забывать, что решать поставленные задачи надо с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его возраста, темпов развития, личностных качеств, уже имеющихся умений.


Так же своим примером и помогая каждому нуждающемуся ребёнку, нужно учить их аккуратности, умыванию, раздеванию и одеванию, следить, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, оказывали помощь друг другу.


Содержание труда по самообслуживанию для детей младшего и среднего возраста – это умывание, одевание, раздевание, чтобы дети могли принять участие в этих процессах, они должны освоить определённые действия и их последовательность. Большую помощь в этом могут оказать стенды с наклейками «оденемся на прогулку», «вымоем ручки».


Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях: «уложим куклу спать», «покормим куклу», «оденем куклу на прогулку», «куколка проснулась» и т.д. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными действиями, необходимыми для формирования навыков самообслуживания, хозяйственно – бытового труда.

Для упражнения детей в застёгивании и расстёгивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков хорошо использовать специальные пособия.


Для ребёнка 3-4 лет трудовой процесс привлекателен, т.к. даёт возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности: надеть сандалики, снять шапку, сложить кубики в ящик.


Научение предусматривает показ и подробное объяснение того, что должен делать ребёнок и как надо выполнять то или иное действие. При этом надо подсказывать последовательность действий. Очень важно детально показать, точно объяснить ребёнку каждый приём работы. Хотя даже при этом ребёнок младшего дошкольного возраста не может усвоить все приёмы работы сразу. Задача воспитателя так организовать показ и объяснение, чтобы ребёнок уяснил каждый приём, их последовательность.


Всякий раз, когда воспитатель намечает задачу научить малышей какому – то действию, он должен сам хорошо его усвоить, увидеть, из каких приёмов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять.


О сформированности того или иного навыка у ребёнка мы судим по таким показателям: насколько тот самостоятелен при выполнении порученного дела, каково качество действий. Если дети одеваются и раздеваются быстро, правильно, аккуратно, значит у них сформированы навыки самообслуживания.


Никогда нельзя сказать, что ребёнок овладел действием в совершенстве, очень хорошо, ибо реализация этого действия может зависеть от многих причин: в каких условиях действие совершается, каково настроение и самочувствие ребёнка, от кого исходит просьба (ребёнок немного приболел, колготки очень узкие – нога не лезет, замочек у сапога заело и т.д.). В данной ситуации не надо укорять ребёнка, а нужно его поддержать, помочь немного, чтобы он «сам сделал это!».


Подобным образом мы упражняем малышей в разнообразных трудовых действиях. Положительная оценка взрослого активизирует деятельность ребёнка, побуждая его к действию. Поэтому нужно замечать и хвалить ребёнка даже за незначительные, с нашей точки зрения, достижения. Поддерживая усилия ребёнка в овладении действием, мы говорим ему об этом: «молодец, сама одела колготки!» и т.д. А вечером и родителям об этом расскажем… Такая оценка и положительная и содержательная. Она даёт возможность ребёнку узнать, какие достижения сегодня у него имеются, чему он научился, что уже может делать сам.


Дома дети наблюдают за трудом своих родителей. Всё увиденное они отражают в своих играх. Дети подрастают, и им хочется помогать взрослым, работать. Необходимо побеседовать с родителями о привлечении детей к домашним делам, подчёркивая воспитательное и развивающее значение посильного труда для малышей. Это будет очень полезно в будущей продуктивной деятельности ребят.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Городнова Ирина Александровна

Дата: 01.03.2020

Номер свидетельства: 541582


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства