kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей "Использование сказок в финансово-экономическом воспитании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным педагогическими условиями построеня системы экономического воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Использование сказок в финансово-экономическом воспитании"»


  • Самообразование (Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам игрового набора Фребеля)
    1

  • Увлекательная сенсорика5

  • Самообразование ( развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста)2

  • Самообразование (экология)5

  • Мир вокруг.3

  • Экономическое воспитание дошкольников4

  • Опыты и эксперименты3

  • Игровая деятельность в ДОУ2

  • Сидим дома с пользой8

  • Декоративно-прикладное искусство4

  •  Нетрадиционные техники в изодеятельности14

  • Безопасное детство4

  • Патриотическое воспитание7

  • Экология7

  • Творим и мастерим5

  • Здоровьесбережение5

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Сказка  как средство экономического воспитания дошкольников

Пониманию многих экономических явлений, развитию познава-тельного интереса к экономике, созданию положительной моти¬вации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Сказка-литературный жанр с огромными  дидактическими возможностями. 

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного воз¬раста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты при¬менения разнообразных методических приемов работы со сказ¬кой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удовенко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный по¬тенциал.

У сказки множество функций: сказка помогает реализовать эмоциональные и познаватель¬ные потребности ребенка; расширяет круг представлений о мире, человеческих отноше¬ниях, позволяет выделить существенное, характерное в объ¬екте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоцио¬нальное отношение к окружающему: к людям, предметам, явле¬ниям; помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуа¬ции, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотно¬шениях между людьми;помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагоги¬ческом процессе многопланово: в целях речевого развития до¬школьников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом-коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образова¬ния (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообраз¬ность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации, адекватного возрасту общения  и является эффективным методом творческого подхода к построению работы по формированию экономического мышления, опираясь на имеющийся опыт детей. 

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фанта-стические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудо¬любие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. По¬пова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школь¬ного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содер¬жание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуа¬ции, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности; организация комплексной работы со сказкой; создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.



Консультация для воспитателей «Использование сказок в финансово-экономическом воспитании»

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освое¬ние экономических понятий:сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреб¬лении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их  удовлетворения; сказки, отражающие труд людей;сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «рас¬ходы» и т.д.; сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, рас¬четливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирова¬ния выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятель¬ности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскур¬сии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших до¬школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок эконо¬мического мышления, воспитания личностных качеств, эмоцио-нального развития детей. Экономическое содержание осваива¬ется не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хохлова Татьяна Юрьевна

Дата: 15.12.2024

Номер свидетельства: 661831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства