kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей "Как использовать работу по изготовлению самоделок из природного материала "

Нажмите, чтобы узнать подробности

консультация поможет педагогам понять, как использовать работу по изготовлению самоделок из природного материала для развития умственных способностей ребенка, его наблюдательности и воображения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Как использовать работу по изготовлению самоделок из природного материала "»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 21»








Консультация для воспитателей

«Как использовать работу по изготовлению самоделок из природного материала для развития наблюдательности и воображения

ребенка-дошкольника»













Подготовлена: старшим воспитателем

Ореховой О.Г.



2019 г.

Как использовать работу по изготовлению самоделок из природного материала для развития умственных способностей ребенка, его наблюдательности и воображения?

Есть два пути:

  1. Готовые образцы и способы работы с материалом («Я научу тебя делать забавные фигурки из шишек, желудей и палочек. Давай соберем их побольше, принесем их, и я покажу, как можно сделать уточку, Чебурашку, крокодила Гену…»).

  2. Учет внешних особенностей самого материала, его сходства с тем или иным животным, персонажем сказки («Смотри, какие интересные крылатые семена у клена. Как ты думаешь, на что они похожи? Правильно, на крылышки стрекозы. А что, если попробовать сделать из них стрекозу? Давай подумаем, что еще для этого понадобиться: из чего будет головка, туловище, ножки…»). Примерно так и надо начинать работу с малышами.


А вот для шестилеток – третий путь – от замысла. Построить замысел можно заранее, изобразить его в виде схематичного рисунка, а потом воплотить в природном материале.


Если ребенок ранее не занимался самоделками из природного материала, начните с пробуждения интереса к ним. Для начала покажите несколько картинок с изображением самоделок и предложите придумать и сделать по этому образцу что-нибудь свое. Картинки нужно подобрать так, чтобы они демонстрировали фигурки одного типа (например, птиц или четвероногих животных), но сделанные из разного материала. Для этого подойдут, например, фигурка птиц из плодов шиповника, павлина из шишки и желудя, каштана и желудя, пингвинов из шишки и фисташки…



Рассмотрите вместе с ребенком картинки, разберите, что есть общего у всех птиц и чем они отличаются, и зафиксируйте и то, и другое в схематических рисунках.

- Давай нарисуем, что есть общего у всех птиц. Начнем с туловища, Какой оно формы? Овальное. Значит, нужно нарисовать овал.

А теперь скажи, что еще есть у птицы? Посмотри на рисунки. Голова и клюв. На чем держится голова? На шее. А голова какой формы? Теперь нарисуй шею, голову и клюв. И глаза тоже не забудь.

- Смотри, уже похоже на птицу. Но многого еще не хватает. Что нужно нарисовать еще? Конечно, лапки. Сколько их?

Схема обрастает деталями.

- Чего теперь не достает? Посмотри на картинки. У всех птиц есть хвост и еще крылья. Их не всегда видно, если они сложены. Но что это за птица без крыльев?

- Это мы нарисовали то, что есть у всех птиц. А теперь давайте посмотрим, почему не все птицы одинаковы.


Ребенок с помощью взрослого легко устанавливает, что птицы различаются между собой длиной тела (у одних оно имеет форму сильно вытянутого овала, у других – почти круглое), длиной ног и местом их расположения, длиной и формой шеи, клюва, величиной и формой хвоста. Попутно можно дать ребенку некоторые сведения по биологии.

Длинные ноги, шея и клюв у болотных птиц: журавля, аиста, цапли. Это чтобы было удобно ходить по болоту и добывать в нем пищу. А вот у петуха ноги гораздо короче, но они толстые, крепкие, чтобы было удобно бегать по земле: он ведь не летает. Шея у него короткая, клюв небольшой – клевать пищу с земли удобно и так. Но петух – щеголь. Он, как и самцы многих других птиц, ярко разукрашен: у него шикарный хвост, красный гребешок и бородка («…масляна головушка, шелкова бородушка…»). По ходу беседы полезно нарисовать схемы болотной птицы (например, аиста) и петуха. А теперь настало время предложить ребенку самому задумать и сделать игрушку, изображающую какую-нибудь птицу, но не из тех, которые есть на рисунках, а новую: ведь это гораздо интересней. Хорошо, если ребенок видел водоплавающих птиц: уток, гусей, лебедей. Напомните ему о них и постарайтесь вместе вспомнить и схематично изобразить их особенности (лучше, если рисовать схему будет сам ребенок).

У водоплавающих птиц тело длинное, вытянутое, оно имеет обтекаемую форму – удобно для ныряния, лапки – как маленькие весла: короткие, сильные и снабжены перепонками. Шея длинная, гибкая – можно не ныряя, сунуть голову в воду и посмотреть, что там делается. А клюв короткий и широкий, в нем легко удержать рыбку. На теле, на голове ничего лишнего, никаких украшений – они мешали бы нырять, плавать под водой. Как должна выглядеть игрушка, изображающая такую птицу?

Возможно, что случайно на схеме получится птица, похожая больше на утку, гуся или лебедя, а, может быть, на водоплавающую птицу «вообще». В любом случае ей нетрудно будет придать признаки птицы определенного вида:

- Молодец. Получилось очень похоже на утку. Только шея у нее покороче. Такая длинная шея бывает только у гуся и лебедя… Давай немножко исправим. Теперь все в порядке. Значит, будем делать утку. Как ты думаешь, из чего можно сделать ее тело?


Конечно, на первых порах потребуется помощь взрослого. Туловищем утки может служить, например, подходящая по форме картофелина, зеленая еловая шишка. Ножками, конечно, будут палочки, но к их концам придется приклеить шляпки от желудей или бумажные ласты.

Шею лучше всего согнуть из мягкой проволоки или найти изогнутую веточку, а голову сделать из плода шиповника, желудя, в крайнем случае, вылепить из пластилина. Утиный клюв будет пластилиновым или деревянным (из уплощенной веточки). Крылья для игрушечной утки не обязательны: они обычно сложены. Не обязателен и хвост (особенно, если туловище сделано из шишки, заостренной к концу). Этот конец можно расщепить.

Начало положено. Но только начало. Игрушки-самоделки хороши только тогда, когда они не просто похожи на оригинал и позволяют его узнать, но и подчеркивают в нем какие-то любопытные черты, передают характерное выражение. Иными словами, в их создании должно принимать участие творческое воображение. От общего, выраженного в схеме птицы «вообще» идет переход к более конкретному (схема водоплавающей птицы, потом утки, гуся, и др.), а затем – к индивидуальному, характерному. Это характерное тоже может быть представлено на схематическом рисунке, а потом уже воплощено в материале.

  • Утка у нас уже есть. Попробуем теперь сделать гуся. Чем гусь отличается от утки?

Это можно рассмотреть на картинке. Тело у него не такое вытянутое, шея длиннее и прямое, голова почти круглая, другой формы клюв – не такой плоский.

  • Но гусь получится у нас гораздо интереснее, если он будете не просто стоять, а, например, гнаться за кем-нибудь. Ты видел когда-нибудь сердитого гуся? Он вытягивает вперед шею, раскрывает клюв и шипит. Попробуем нарисовать, как это выглядит.

А вот когда гусь удивляется или пугается, он вытягивает шею вверх. Не беда, если шея будет длиннее, чем на самом деле: зато хорошо видно, что гусь ее вытянул…

Конечно, это только примеры. Освоив принцип изготовления, самоделок, изображающих птицу, ребенок сможет задумать и создавать игрушки, изображающие самых разных птиц, в том числе фантастических, придавать им различное выражение. Как, например, может выглядеть танцующая жар-птица? Из чего ее можно изготовить?

Тот же принцип обучения сохраняется и при изготовлении игрушек-самоделок, мотивами которых служат четвероногие. Исходный путь – схема четвероногого животного «вообще»: овальное туловище, четыре ноги, шея, голова, хвост.

Дальше – переход к отдельным видам животных. Их много, и различаются они между собой многими признаками, иногда достаточно явными, иногда достаточно явными, иногда трудно уловимыми. Проще всего передать бросающиеся в глаза детали, характерные для того или иного вида: рога у коровы, хобот у слона, длинные уши у зайчика. Куда труднее выделить и воспроизвести особенности строения тела. Недаром на детских рисунках лошадь часто не отличишь от собаки. Впрочем, нет особой необходимости вдаваться в тонкие подробности при задумывании и изготовлении самоделок. Здесь важнее передать общее выражение, чем копировать натуру.

У травоядных животных – лошади, коровы, козлика, барашка сравнительно короткое тело, длинные прямые ноги (им приходится много ходить, бегать), вытянутая вверх шея (чтобы издали увидеть опасность), удлиненная голова.

У хищников – лисы, собаки, волка тело гибче, длиннее; лапы более округлые, изогнутые, позволяющие ползти, подкрадываться к добыче; шея направлена вперед. У них бывает большой пушистый хвост.

Другие животные имеют свои особенности, которые можно тоже разобрать с ребенком, вместе изобразить на схеме. Но так же, как в случае с птицами, схема - только начало. Строя замысел самоделки, следует подумывать не только о том, как выглядит животное (какое у него туловище, ноги, шея, голова, хвост), но и что оно делает: бежит, подкрадывается к добыче, сидит и прислушивается и т.п.; и каким его надо показать: глупым, добрым, жадным, смелым. И после всего этого – из чего лучше изготовить разные части самоделки, как их соединить.

- Попробуем сделать кошку, которая подкрадывается к мышке. Она вся сжалась, стала как будто толще, прижалась к полу, так что лапок почти не видно, вытянула шею. Давай нарисуем, какой у нее вид.

А теперь подумаем, из чего ее сделать. Для туловища можно было бы взять и шишку, но она слишком шершавая. Желудь маловат. Пожалуй, подойдет каштан. Хвост сделаем из ивововой сережки (или просто из ваты), ножками будут чашечки от желудей или скорлупки от орешков, а еще лучше земляные орехи. Шея и голова – тоже из земляных орехов. И все это склеим. А теперь осталось сделать усы из щетинок и бумажные ушки. Глаза просто нарисуем.

Темы для изготовления фигурок животных неисчерпаемы: «Зайка спрятался от волка», «Слон купается», «Жираф рассматривает букашку».

Интересно поучиться делать и забавных игрушечных человечков. Общая схема человечка даже проще схемы животного:

Человечки могут стоять, сидеть, танцевать, прыгать через скакалочку. А главное – их можно делать разными и по-разному одевать, превращать в героев любимых сказок. Сразу же напрашивается Чипполино из двух луковиц (большой и маленькой), Буратино из желудей, Карлсон из грецкого и лесного орехов с крыльями – семенами клена и многие другие.

Особенно интересные игрушки получаются, когда позы и черты людей придаются животным. Ребенок уже знаком с этим приемом по сказкам да и по собственным игрушкам. Ведь его плюшевый мишка куда больше похож на человечка, чем на настоящего медведя.

Задумывая вместе с ребенком новую самоделку, вы, конечно, будете пользоваться соответствующими руководствами. Но ребенку картинку готового образца лучше не показывать. Куда более ценно, если он каждый раз будет проявлять изобретательность, участвовать в создании замысла. Не беда, если это приведет к потерям в красоте или забавности игрушки. Важнее выигрыш в развитии воображения. И даже после того, как будут усвоены основные принципы изготовления самоделок, необходимые технические приемы, не следует забывать о схематических набросках замысла.

По мере продвижения ребенка в умении строить и воплощать замысел, можно вернуться к использованию метода пробуждения и поддержания интереса к работе через знакомство с особенностями различных материалов.

Учите ребенка на прогулке в парке или в саду находить ветки, корни, плоды необычной формы, напоминающие человечка, фантастическое животное, насекомое и т.п., отталкиваясь от таких находок, строить замыслы и затем их воплощать.




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Георгиевна Орехова

Дата: 05.11.2019

Номер свидетельства: 525722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства