Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и умения как-то артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения грамматические упражнения невозможны. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит в процессе обогащения их словаря и развития фонетических навыков.
Формирование грамматических навыков у детей
пятого-шестого годов жизни.
В этом возрасте ребенком могут и должны быть усвоены основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений еще вызывают у него затруднения. Предлоги и союзы употребляются им в самых разнообразных значениях. Все чаще пользуется он словами-обобщениями: мебель, еда, посуда, игрушки, транспорт. В целом при увеличении запаса слов речь становится связной и последовательной. В составляемых ими предложениях пятилетние дети выражают причинно-следственные связи тех явлений, которые им хорошо знакомы, например: «Завтра мне не нужно идти в садик, потому что воскресенье»; «Ночью лил дождь, поэтому на асфальте лужи».
Нужно научить детей выражать в своей речи временные, целевые и причинные синтаксические отношения (отвечать на вопросы когда? с какой целью? для какой цели? почему? зачем?). Например: «Завтра у нас утренник»; «У нас физкультурные занятия в пятницу, после обеда»; «В январе, в январе много снегу во дворе»; «На этой неделе мы поедем в кукольный театр» — временные отношения; «Этот корм для птиц, а этот для рыбок» — целевые отношения; «Мы не пойдем гулять из-за дождя»; «Не пойдем гулять, потому что дождь» — причинные отношения. Приведенные примеры показывают, каким конструкциям надо обучать на специальных речевых занятиях:
а) ряд приставочных глаголов, производя при этом первичные наблюдения над глаголами, отвечающими на вопросы:
что делал? выходил, заходил, переходил, рисовал, лепил, строил, мыл, играл, гулял, делил, пел, шумел
что сделал? вышел, зашел, перешел, нарисовал, слепил, вылепил, надстроил, выстроил, построил, вымыл, помыл, поиграл, погулял, разделил, поделил, запел, спел, зашумел.
б) глаголы, у которых в зависимости от вопроса (что делаю? что сделаю?) меняется основа: что сделаю? - что делаю?
дострою - достраиваю
дочитаю - дочитываю
прыгну (1 раз) - прыгаю (много раз)
крикну (1 раз) - кричу (много раз);
в) глаголы неопределенной формы в сочетании с другими глаголами, например с глаголом для обозначения начала действия («Петя начал поправляться», «Петя стал выздоравливать»), для обозначения умения или неумения («Я умею лепить, но не умею еще читать»), для обозначения цели («Мы едем отдыхать», «Петя идет ловить рыбу»), в сочетании со словами надо, можно, нельзя («Надо рано вставать», «Нельзя разговаривать», «Можно читать»);
г) некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей -ся и без нее («Я буду играть» — «Я поиграю»; «Он будет одеваться» — «Он оденется»; «Ты будешь рассказывать» — «Ты расскажешь»);
д) наиболее распространенные наречия, обозначающие оценку (хорошо, плохо, выразительно, быстро, медленно, тихо, громко); время (сегодня, зимой, летом, осенью, весной); место (здесь, там, тут, справа, слева, высоко, низко, туда);
е) сочинительные союзы (и, а, но, то — то), служащие для связи слов в предложении и для связи предложений;
ж) подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, если, когда, так как), служащие для связи предложений.
Формирование грамматических навыков у детей пятого-шестого годов жизни происходит как в процессе бытового общения, так и при проведении специальных речевых упражнений на предметных занятиях, при работе с картинами.
Предложенный для занятий дидактический материал должен способствовать усвоению категорий времени, числа, лица, рода глаголов, практическому использованию в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. Чтобы научить детей различать действия совершающиеся и совершившиеся, необходимо придать им конкретный характер, связав со знакомой ситуацией. При составлении предложений важно связывать наречия сегодня, сейчас, теперь с глаголами настоящего времени, наречия вчера, давно, недавно с глаголами прошедшего времени.
Одной из возможных форм занятий по обучению детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором употребление той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым действиям. Предлагаю детям выполнить определенные действия: рисовать, строить, собрать (что-то), одеть, накормить (куклу). Затем во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили, спрашиваю, обращаясь к каждому: «Что ты сейчас делаешь?» («Я рисую самолет, я строю дом» и т. д.), «Что ты делал?» («Я рисовал самолет»), «Что ты сделал?» («Я нарисовал самолет»). Четко выделяю интонационно вопросы что делал? и что сделал? и добиваюсь правильных ответов: «Что делаешь?» — «Одеваю (куклу)»; «Что делал?» — «Одевал...»; «Что сделал?» — «Одел...».
Значительное место в специальных упражнениях должна занять работа по составлению сложного предложения: сложносочиненного и сложноподчиненного. Для этого хорошо использовать вопросо-ответную форму речи. Сначала малыши будут проговаривать только вторую часть сложного предложения, которая собственно и есть ответ на поставленный вопрос («Почему сегодня в группе нет Тани?» — «Потому что она заболела»). В дальнейшем требую, чтобы дети проговаривали сложное предложение целиком, так как они часто допускают ошибки в употреблении подчиненного предложения.
Работа по составлению сложных предложений может быть продолжена на прогулках, при знакомстве с природой, с окружающим, в труде, на занятиях рисованием, лепкой, музыкой. Приобретенные речевые умения закрепляются при проведении игр-драматизаций, таких как «Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковского, «Почта» С. Маршака, при проведении дидактических и подвижных игр.