kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей на тему «Организация сюжетно-ролевой игры у детей компенсирующей группы с ОНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевая игра влияет на психическое развитие детей, поэтому приобретает особое значение в коррекционном педагогическом процессе воспитания и обучения  детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему «Организация сюжетно-ролевой игры у детей компенсирующей группы с ОНР»»








Консультация для воспитателей

на тему

«Организация сюжетно-ролевой игры у детей компенсирующей группы с ОНР»

















Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Для детей-дошкольников, с общим недоразвитием речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Недостатки всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, а так же особенности в формировании сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы у дошкольников с ОНР влияет на развитие игровой деятельности детей, порождает определенные особенности поведения в игре.

Большое значение имеет игра  для детей  с ОНР. Сюжетно- ролевая игра предоставляет  большие возможности для развития и совершенствования речи ребенка, физического,  умственного и эстетического  воспитания. Прежде  всего,  в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В сюжетно-ролевых  играх дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с  правилами, в результате чего, у них  формируются такие личностные качества, как: выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными  задачами.
В процессе игры  развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит  коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.
     
Игра влияет на психическое развитие детей, поэтому приобретает особое значение в коррекционном педагогическом процессе воспитания и обучения  детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом. Игра теснейшим образом связана с речью детей.  О ней М.Горький писал: 
«В игре словом ребенок познает тонкости родного языка». К.И. Чуковский в  своей книге « От двух до пяти»  указал на связь между развитием  речи ребенка и развитием игры.  В творческой игре воспитатель развивает словарь, правильную связную речь, звуковую выразительность речи. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад» у детей обогащается бытовой словарь. Ежедневное пользование  игрушечной посудой, одеждой, мебелью дает основание различать множество предметов и правильно их называть. Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель своевременными объяснениями  помогает осмыслить и называть действия, признаки предметов и т. п.  Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством воспитателя. Поэтому  для положительного влияния на развитие речи  необходимо: создание предметно-игровой среды,  подбор методов и приемов обучения, индивидуальный подход к детям  в процессе руководства игровой деятельностью.


 Дети с ОНР III уровня имеют отличия от детей  развивающихся в норме.
Связное речевое высказывание детей с  ОНР III уровня отличается: 
бедностью словаря, четкостью, последовательностью  изложения. Что указывает на речевое  недоразвитие, на отсутствие у детей  мотива к познавательной деятельности.
Игры  детей не содержательны, ролевые  диалоги однотипны, просты.
Дети  не умеют отображать характерные черты игрового образа. Длительная перспективная игра отсутствует. Дети с ОНР III уровня не умеют совместно обсуждать замысел игры, не учитывают интересы друг друга, не достигают общего решения. Поэтому между ними возникают сложные взаимоотношения, которые влекут за собой конфликтные ситуации.
Еще одной  отличительной особенностью таких  детей является то, что в основном в игре они используют реальные игрушки  и предметы (куклы, машинки стол и  т.д.) очень мало используют игрушки  предметы и игрушки заместители.
Уровень сюжетно-ролевой игры с ОНР находится  в прямой зависимости от руководства  игровой деятельностью воспитателя, который помогает детям оформлять  сюжет игры, обобщать его и предавать  ему определенную направленность. Дошкольники с ОНР нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Они быстро истощаются, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других - с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности, соответственно эти дети в игре проявляют робость, их движения скованны, они быстро утомляются или наоборот раздражительны, суетливы, им не хватает сосредоточенности внимания и настойчивости в доведении игры до конца. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально- волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Все это затрудняет включение этих детей в коллективную игру.

Указанные особенности в развитии детей с ОНР спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Методы использования сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей с ОНР

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив. Таким образом, развивая речь, необходимо так же совершенствовать и игровые навыки детей.

Дошкольников следует постоянно побуждать к общению друг с другом, что способствует закреплению навыков пользования диалогической речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и формированию умения играть коллективно.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними.

"Я буду мама, а ты моя дочка", -- говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги.

"Это у нас шофер", -- решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.

Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия. Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно. Учитывая, что у детей с тяжелым недоразвитием речи резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Принимая во внимание характер игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи, им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально коллективное использование игрушек таким детям недоступно. Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Например: «День рождения куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети -- пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают.

Таким образом: для детей с общим недоразвитием речи игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом, и это становится возможным только при специально организованном обучении.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лариса Алексеевна Протасова

Дата: 11.11.2020

Номер свидетельства: 563161


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства