Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста».»
Консультация для воспитателей
на тему «Развитие речи у детей
старшего дошкольного возраста».
Выполнила:
МАНАЕНКОВА ЕЛЕНА
ВЯЧЕСЛАВОВНА.
2020-2021 уч.год.
Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Речевое развитие – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.
Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».
Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога.
Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную информацию для себя. В недрах диалогической речи начинается складываться монологическая речь.
Речь считается связной, если для нее характерны:
— содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
— точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Факторы успешного речевого развития дошкольников:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего они используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитие любознательности. Любознательность выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать. Задача воспитателя - поддерживать любознательность ребёнка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Для ребёнка- дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие:
- Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
- Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
- Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
- Дидактические игры занимают особенно важное место, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
- Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, ребенок имеет возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
- Развивающая среда. В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку, т.к. иллюстрированная книга является важнейшим компонентом речевой среды. Детские книги сейчас издают очень нарядными, и они всегда вызывают положительные эмоции. Простое рассматривание книги с картинками сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться со сверстниками впечатлениями.
Речевое развитие - это сложная, каждодневная, кропотливая работа, потому что каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.
К шестилетнему возрасту у ребенка должен быть:
завершен процесс звукообразования;
полностью сформирован фонематический слух;
сформирован словарь и грамматический строй;
умение логично и связно строить высказывания;
речевая активность.
Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна