Консультация для воспитателей на тему: «Сущность и стратегия педагогического взаимодействия с семьей ребенка»
Консультация для воспитателей на тему: «Сущность и стратегия педагогического взаимодействия с семьей ребенка»
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности ДОО, выполняющей интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья – улица – детский сад».
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: взаимная связь двух явлений; взаимная поддержка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему: «Сущность и стратегия педагогического взаимодействия с семьей ребенка»»
Консультация для воспитателей
на тему: «Сущность и стратегия педагогического взаимодействия
с семьей ребенка»
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
ДОО играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольной организации.
Семья и ДОО стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольной организации играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
Главные усилия всего педагогического коллектива дошкольных организаций должны быть направлены на: улучшение семейного микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.
Современные подходы к организации взаимодействия
семьи и ДОО
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце ХХ – начале ХХI в., повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли отразиться на воспитании детей в семье.
В настоящее время наблюдается:
- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического, социального);
- стратификация общества; ведущая к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, росту социально-психологической тревожности, усталости;
- перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
- трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
- личные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы);
- глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)
Из всего этого следует, что семье нужна поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности ДОО, выполняющей интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья – улица – детский сад».
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: взаимная связь двух явлений; взаимная поддержка.
Главный момент в контексте «семья – дошкольная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в конкретной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, позволяющая совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивающая необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
К сожалению, в практике работы детского сада с семьей ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей используется чаще, чем поддерживающее и развивающее взаимодействие.
Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения.
Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием или поддержкой.
Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, продуктивным.
Взаимодействие ДОО и семьи – двухсторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в ДОО и до его выпуска в школу.
1 фаза. Открытие.(Задачи. Знакомство с достижениями сторон (семьи и ДОО) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.)
2 фаза.Прояснение ожиданий. (Задачи. Выяснение семьей и ДОО ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.)
3 фаза. Согласование.(Задачи. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОО и семьи с опорой на ответственность сторон.)
4 фаза. Оформление документов. (Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.)
5 фаза. Проектирование взаимодействия. (Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия ДОО и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.)
6 фаза. Социально-педагогический мониторинг. (Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОО и семьи (в системах «родители-дети», «педагоги- дети», «педагоги-родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.)
7 фаза. Рефлексия. (Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОО и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.)
Сотрудничество с родителями – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольной организации, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, деревни, готов сотрудничать с расположенном на этой территории социальными институтами, как то общеобразовательная школа, библиотека, сельский Дом культуры и др.
Отношения ДОО с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Формы взаимодействия семьи и ДОО
Взаимодействие педагогов ДОО с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:
коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;
наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Кнетрадиционных формам относятся четыре группы:
информационно-аналитические;
досуговые;
познавательные;
наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитическиеформы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы– это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.
На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.
Суть познавательных форм– ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.
Наглядно-информационные формыусловно разделены на две подгруппы:
информационно-ознакомительная;
информационно-просветительская.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОО, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т.д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.
Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОО, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в ДОО осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.
Заключение
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении всех членов коллектива ДОО и членов семей воспитанников.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Родители проявляют активность и высокую гражданскую ответственность, если отношения с педагогом строятся на открытости, доверии, сотрудничестве и взаимодействии.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов и администрации – залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечение системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.