Консультация для воспитателей: "Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения"
Консультация для воспитателей: "Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения"
Консультация для воспитателей: раскрывает содержание деятельности педагога по теме: "Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения"»
Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся
Консультация для воспитателей на тему:
Предметно-практическая деятельность в активизации чувственного познания детей с функциональными расстройствами зрения
Подготовил
Учитель- дефектолог
Калимуллина Р.И.
2019г.
В младшем дошкольном возрасте ребенок живет по особым психическим законам, и познание окружающего мира, и формирование мышления, и развитие речи имеют свои специфические особенности.
Ведущий вид деятельности — предметная деятельность. Благодаря действиям ребенок познает свойства предметов (большой — маленький, твердый — мягкий, легкий — тяжелый), их количество {один — много — мало), форму (плоскостная — объемная). Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок затрудняется выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность.
Познание происходит на эмоциональной, чувственной, ориентировочной основе, доступной младшим дошкольникам.
Предметно-практическая деятельность включает в себя труд, учение, игру.
У взрослого — это трудовая деятельность, у ребенка — игра с обучающим компонентом. Именно в младшем дошкольном возрасте уместно использовать в коррекционно-педагогической работе принцип «играя— учимся». Развлекательный и деловой характер любого занятия, игры, упражнения следует сочетать так, чтобы одно помогало другому и решало задачи:
- Обогащать связи малыша с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, способствовать отображению их в игре, рисовании, лепке, музыке и других видах деятельности.
- Разнообразить предметную деятельность ребенка, в процессе которой расширяется, обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира.
- Поддерживать и развивать сосредоточенное внимание в интересах всестороннего постижения предмета, развития мышления и речи.
Процессы восприятия у детей с нарушенным зрением замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Ему трудно отыскать взглядом предмет, рассмотреть его перемещение. Поэтому, развивая зрительное восприятие, надо помнить о необходимости тренировки движений глаз в поисках предмета, в прослеживании, в зрительной фиксации.
Восприятие предмета на ощупь имеет важное значение в развитии познавательной деятельности. У ребенка эта функция формируется в процессе предметно-практической и манипулятивной деятельности на основе сохранного тактильного восприятия. Знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного восприятия ребенка путем формирования у него обобщающих представлений об окружающей действительности с одновременным подключением сохранных анализаторов.
При проведении коррекционных занятиях необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Проводить занятия, направленные на пробуждение познавательного интереса и подготавливающие к дальнейшему обучению и выявлению индивидуальных особенностей развития.
- Чередовать зрительную и тактильную нагрузки детей со слуховым, вкусовым или обонятельным восприятием, в зависимости от предъявленного материала.
- Включать в структуру занятия зрительную гимнастику и упражнения на расслабление зрительных мышц.
- Учитывать темп занятия, в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков.
При планировании и проведении разных видов коррекционных занятий, по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, решаются следующие задачи:
- Необходимо учить воспринимать реальный предмет, используя сохранные анализаторы, соотносить его с плоскостным изображением, воссоздавать зрительный образ в целом.
- Учить детей выполнять соотносимые действия с предметами разной формы, качеств, назначений, закрепляя собственный опыт и практические знания.
- Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых устанавливаются невидимые свойства предметов.
Активизируя предметно-практическую деятельность, развивать все психические процессы (внимание, память, мышление, речь).
Систематическая, целенаправленная коррекционная работа дает устойчивые положительные результаты: стабильно улучшается состояние зрения детей; дети учатся выделять цвет форму, размер предъявляемых предметов, овладевают практическими приемами и способами «видения» свойств, качеств предметов; хорошо ориентируются в нахождении конкретного объекта в микро- и макропространстве.
Таким образом, в зависимости от типа и темы коррекционного занятия можно решать разнообразные коррекционные задачи, такие как например:
- Дифференцировать форму, цвет, величину предъявленных предметов, выделяя назначения частей предметов.
- Расширять сенсорный опыт при действии с предметами, получать более точные представления об их качестве, взаимозависимости (верхнее — нижнее, летнее — зимнее, мужская — женская — детская одежда).
- Активизировать работу по коррекции нарушений цветоразличений (на красном фоне — зеленый, на синем поле — желтый).
- Помочь детям с нарушением зрения увидеть мир красок, уловить разнообразие цвета, сформировать устойчивый зрительный образ.
- Учить выделять признаки, свойства, фактуру предметов (цвет, форму, величину, пространственное положение). Расширять знания детей об окружающих предметах.
- Ориентироваться в группе, находить место расположения предметов.
- Закрепить правила поведения в соответствии с назначением помещения, учить устранять непорядок в группе, в шкафчике в раздевалке, учить раскладывать одежду на стульчике.
- Развивать способности детей различать пространственные признаки предъявленных предметов с помощью зрения.
- Развивать зрительно-двигательный контроль при работе с трафаретами.
- Уметь различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине и фактуре предметы, обозначая их соответствующим словом.
- Учить правильно называть окружающие предметы.
Рекомендации:
Педагогам в коррекционной работе использовать предметно-практическую деятельность для активизации чувственного познания младших дошкольников с нарушением зрения, поэтапно решая различные коррекционные цели и задачи.
Вести целенаправленную работу по сенсорному воспитанию ребенка путем формирования у него обобщающих представлений об окружающей действительности с одновременным подключением сохранных анализаторов.
Литература
1. Ваши глаза: Как сохранить и улучшить зрение. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 288с.- Серия «Будьте здоровы». Составитель Г. Есакова.