Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народным традициям"»
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ».
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приёмов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу. Пчёлушки, серые, малые, Крылышки алые, носики вострые, Сами пёстрые. В поле идут, Гудут, гудут, в поля идут, медок несут. Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами. Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Весна красна, тёплое летечко! Люли – люли, тёплое летечко. Весна красна, что же ты нам вынесла? Люли –люли, что же ты нам вынесла? Малым деточкам по яичечку, Люли – люли, по яичечку, Красным девушкам по женишечку, Люли – люли, по женишечку. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Самоценность народных традиций в совместной деятельности взрослых и детей, в передаче жизненного опыта от старших к младшим.
Мы ногами топ, топ, Мы руками хлоп, хлоп, Мы глазами миг, миг, Мы плечами чик, чик Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево) Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Сели-встали, сели-встали Словно Ванькой-встанькой стали А потом пустились вскачь (бег по кругу) Словно мой упругий мяч 1-2-1-2 (упражнения на восстановление дыхания) Вот и кончилась игра. Во время умывания и мытья рук исполняли такие потешки как : Водичка, водичка - умой мое личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтобы кусался зубок, чтобы смеялся роток. Во время завтрака, обеда и полдника мы так же исполняли потешки, например: Утка-утенка, мышка-мышонка, кошка-котенка зовут на обед Утки поели, а вы еще нет? Где ваши ложки? Ешьте на здоровьице! Укладывая детей спать, тоже не обходятся без потешки: Эй вы глазки, эй вы ушки Вас положим на подушки Полежите, полежите Отдохните и поспите. Маленькие заиньки захотели баиньки, Захотели баиньки, потому что заиньки. Потешки звучат как ласковый говорок, выражают доброту, нежность, заботу. Дети настраиваются на спокойный лад, успокаиваются и быстро засыпают. Во время задания дети знакомятся с устным народным творчеством: сказки: Теремок», Маша и Медведь», «Семеро козлят», благодаря сказкам дети знакомятся с добром и злом. В игре используются пальчиковые игры: Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - я, А это вся моя семья. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уже вздремнул, Этот пальчик уже заснул, А ты, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди!
В игре используются пальчиковые игры: Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - я, А это вся моя семья. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уже вздремнул, Этот пальчик уже заснул, А ты, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди!