Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Проблема готовности к школьному обучению»»
Консультация для воспитателей
«Проблема готовности к школьному обучению»
Проблема готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е.Кравцова, Н.Г. Саплина, Й.Йирасек, Г.Вицлак и др.).
Над проблемой о приеме в школу детей с 6 лет работали (М.В. Антропова, С.П.Ефимова, О.А. Лосева, 1976, 1981, Н.К.Барсукова 1984г. и т.д.)
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности ребенка к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Личностная готовность к школьному обучению. Для того чтобы понять механизмы формирования личностной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. В условиях всеобщего школьного обучения это, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности, а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.
Проявление кризиса в 6-7летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует «внутреннюю позицию школьника», которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе.
Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться, получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. Ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной.
Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}