Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей в процессе обучения ОБЖ».»
Консультация для воспитателей
«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования основ безопасности и жизнедеятельности».
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Цель работы педагога по такому виду деятельности как ОБЖ - осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.
В своей работе по ОБЖ можно использовать кроме основной программы «От рождения до школы» Вераксы Н.Е. и парциальную программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. Авторы программ в работе предлагают использовать различные методы, включая:
• Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации. В младшем возрасте предпочтение отдается русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. В работе со сказками активно можно использовать прием «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.
• Применение видеоматериалов;
• Экскурсии, беседы, игровые ситуации – загадки.
Для работы по ОБЖ в групповом помещении надо организовать специальную предметно – развивающую среду, где имеется наглядно - демонстрационный материал такой как “Здоровый ребёнок”, “Малыши – крепыши”, “Как избежать опасности”, “Если малыш поранился”, “Осторожно! Огонь”, плакаты по ОБЖ - “Если ты потерялся на улице”, “Внимание! Дорога”, “Пожарная безопасность для дошкольников” и другие.
Особо хотелось остановиться на реализации задач по ОБЖ через игровую деятельность. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В работе надо использовать словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Например: Словесная игра такая как «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ». С её помощью можно научить детей уже с младшего возраста с помощь взрослого составлять короткий рассказ: правильно и чётко дать информацию о себе и о своем местонахождении, пробовать кратко, описывать проблему.
Большое место в работе отводится дидактическим играм. Дидактические игры такие как «СПАСИ ИГРУШКУ», «ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» «КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?» «ОПАСНО – НЕОПАСНО» «ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА» учат детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Хорошо использовать в работе по ОБЖ игровые ситуации и игровые приемы.Это способствует повышению качества усвоения познавательного материала. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: например: «К нам в гости пришел любой знакомый детям сказочный персонаж, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Такого плана игровые «как будто…» ситуации раскрепощает детей, снимают обязательность изучения и делают этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?»
Хотелось бы отметить и предметную деятельность младших дошкольников в работе по ОБЖ. Эта деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
В заключении можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. То, что эту работу необходимо начинать в дошкольный период уже бесспорно. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая, правильные методы и приемы, игры и игровые ситуации вводит ребенка в социальный мир, формирует у них культуру безопасного поведения, в основе которой лежит сознательно выбранное ценностное отношение ребенка к личной безопасности и безопасности окружающих.