kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей «Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальное культуры, основы которое формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей

«Роль музыкально - дидактических игр в развитии

музыкальных способностей детей дошкольного возраста».


Составил и разработал музыкальный руководитель Дорофеева Ирина Владимировна.

МБДОУ №64г. Таганрог.


Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника

является воспитание музыкальное культуры, основы которое формируются

уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.

Музыкальные способности развиваются не сразу, а постепенно, от

простых, к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить

каждый из элементов.

Одним из таких элементов являются дидактические игры. Так - как

восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания,

памяти, развитого мышления, разнообразных знаний и опыта.

Задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы:

- научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно;

- акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности:

темпе, динамике и т.д.,

- учить различать произведения по жанру, характеру,

- слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов.

Игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу,

самостоятельность, способность к восприятию нового. Педагогическая

ценность музыкально – дидактических игр состоит в том, что они открывают перед ребенком неограниченные возможности и свободу применения

полученных знаний в жизненной практике.

Основными целями применения музыкально-дидактических игр

являются:

- формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой

форме;

- научить разбираться в соотношении звуков по высоте;

- развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;

- побуждение их к самостоятельным действиям.

Как и любая другая, музыкально – дидактическая игра должна включать

игровые действия, которые должны помочь ребенку слышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.

Применение музыкально – дидактических игр дает возможность провести

занятие более полно и содержательно. В игре дети быстрее усваивают

требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений,

и даже слушанию музыки.

Дидактические игры применяются с первой младшей группы. В основном

это игры на развитие звуковысотного слуха, тембровой окраски.

С детьми более старшего возраста, основным материалом становятся

музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.

Задачи, которые могут быть решены в процессе применения

музыкально-дидактических игр, заключаются в следующем:

- формирование у детей эмоционально – радостных ощущений от

активного участия в совместном, коллективном музицировании;

- знакомство детей с различными музыкальными инструментами:

(колокольчиками, бубенцами, погремушками и т. д.);

- развитие слуховых и телесных ощущений равномерной метрической

пульсацией, формирование основных выразительных средств музыки:

музыкальных темпов (быстро-медленно), контрастной динамики (громко-

тихо), средств выразительности (грустно - весело);

- развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со

словом, с инструментами, наглядными пособиями, слушанием музыки.

На занятиях применяются различные дидактические игры, которые

направлены:

1. На развитие певческих способностей, например, такие, как: «Музыкальная

лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз».

С помощью данных игр-распевок, дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз.

Прослушав песенку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху) и показать на картинке.

В игре «Где мои детки?» дошкольники учатся определять звуки по высоте,

отвечая тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке. Дети с

удовольствием играют в эту игру и твердо знают, что у мамы голосок ниже,

чем у ее деток. Еще нами применяются детские любимые игрушки: медведя,

волка, зайчика, мышку, птичку. Задание заключается в том, чтобы,

прослушав музыку, найти соответствующую игрушку. В более старших

группах, можно попросить ребёнка поставитьигрушку на соответствующую ступеньку по высоте.

2. Развитие чувства ритма.

Для этого используются распеки. Обычно это знакомые детям попевки, такие,

как «Андрей - воробей», «Чики- чики-чикалочки» и др. Одновременно с

пением, детей просят прохлопать ритм, в дальнейшем простучать на бубне

или др. музыкальных инструментах. Упражнение «Веселые ладошки» также

используется в качестве развивающего ритмическое чувство: под веселую

ритмичную музыку, дети прохлопывают ритмический рисунок. В качестве

музыкально - дидактических игр, развивающих чувство ритма, используются

ударные инструменты: погремушки, бубны, треугольники.

3.Развитие воображения. В данном разделе используется активным образом

слушание музыки. Для этого мы прослушиваем инструментальную,

вокальную, музыку русских и советских композиторов. Особенно

незаменимым здесь является «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог

сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к наглядным

пособиям. Это могут быть иллюстрации картин русских художников,

картинки из любимых сказок или изображения разного настроения. Для

закрепления пройденного материала, хорошо использовать музыкально-

дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям очень нравится

угадывать знакомую мелодию, и подбирать к ней картинку. В средних

группах используется музыкально-дидактическая игра «Волшебные танцы»,

на определение танцевального жанра музыки: марш, русский народный

танец, полька. Здесь используются иллюстрации с различными видами танца,

изучаются характерные движения.

В начале пьесы музыка звучит тихо – отряд приближается издалека. В середине

музыка звучит громко – солдаты проходят мимо нас. В конце пьесы музыка

звучи тише и тише – отряд уходит. Затем вводится небольшое задание:

вместе с музыкой играть на барабанах. В начале – тихо, в середине –

громко, в конце - тихо.

Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального

руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно,

зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед

занятием можно объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал

первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом

игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также

воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя

при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах

воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их

активным участником.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально - дидактические

игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками,

позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам

музыкального искусства. Ведь именно музыка играет решающую роль в становлении личности ребёнка, развитии его высоких психологических функций, регуляции поведения.

Благодаря уникальным особенностям, музыка способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Дорофеева Ирина Владимировна

Дата: 22.01.2025

Номер свидетельства: 664020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Консультация для воспитателей на тему “Роль музыкально - дидактических игр в развитии слуха у детей дошкольного возраста"""
    ["seo_title"] => string(113) "konsultatsiiadliavospitatielieinatiemurolmuzykalnodidaktichieskikhighrvrazvitiislukhaudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "299890"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456629586"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Развитие художественных способностей детей младшего дошкольного возраста путем приобщения к устному народному творчеству"
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiiekhudozhiestviennykhsposobnostieidietieimladshieghodoshkolnoghovozrastaputiempriobshchieniiakustnomunarodnomutvorchiestvu"
    ["file_id"] => string(6) "327516"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463458115"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Консультация для воспитателей «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_razvitie_vokalno_khorovykh_navykov_detei_starshe"
    ["file_id"] => string(6) "564567"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1606392544"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация  на тему «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-na-tiemu-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "138367"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417532552"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Из опыта работы музыкального руководителя по теме:«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(127) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-po-tiemie-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "155260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421254115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства