Консультация для воспитателей «Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей «Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальное культуры, основы которое формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста».»
Консультация для воспитателей
«Роль музыкально - дидактических игр в развитии
музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Составил и разработал музыкальный руководитель Дорофеева Ирина Владимировна.
МБДОУ №64г. Таганрог.
Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника
является воспитание музыкальное культуры, основы которое формируются
уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.
Музыкальные способности развиваются не сразу, а постепенно, от
простых, к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить
каждый из элементов.
Одним из таких элементов являются дидактические игры. Так - как
восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания,
памяти, развитого мышления, разнообразных знаний и опыта.
Задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы:
- научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно;
- акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности:
темпе, динамике и т.д.,
- учить различать произведения по жанру, характеру,
- слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов.
Игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу,
самостоятельность, способность к восприятию нового. Педагогическая
ценность музыкально – дидактических игр состоит в том, что они открывают перед ребенком неограниченные возможности и свободу применения
полученных знаний в жизненной практике.
Основными целями применения музыкально-дидактических игр
являются:
- формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой
форме;
- научить разбираться в соотношении звуков по высоте;
- развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;
- побуждение их к самостоятельным действиям.
Как и любая другая, музыкально – дидактическая игра должна включать
игровые действия, которые должны помочь ребенку слышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.
Применение музыкально – дидактических игр дает возможность провести
занятие более полно и содержательно. В игре дети быстрее усваивают
требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений,
и даже слушанию музыки.
Дидактические игры применяются с первой младшей группы. В основном
это игры на развитие звуковысотного слуха, тембровой окраски.
С детьми более старшего возраста, основным материалом становятся
музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.
Задачи, которые могут быть решены в процессе применения
музыкально-дидактических игр, заключаются в следующем:
- формирование у детей эмоционально – радостных ощущений от
активного участия в совместном, коллективном музицировании;
- знакомство детей с различными музыкальными инструментами:
(колокольчиками, бубенцами, погремушками и т. д.);
- развитие слуховых и телесных ощущений равномерной метрической
пульсацией, формирование основных выразительных средств музыки:
музыкальных темпов (быстро-медленно), контрастной динамики (громко-
тихо), средств выразительности (грустно - весело);
- развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со
словом, с инструментами, наглядными пособиями, слушанием музыки.
На занятиях применяются различные дидактические игры, которые
направлены:
1. На развитие певческих способностей, например, такие, как: «Музыкальная
лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз».
С помощью данных игр-распевок, дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз.
Прослушав песенку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху) и показать на картинке.
В игре «Где мои детки?» дошкольники учатся определять звуки по высоте,
отвечая тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке. Дети с
удовольствием играют в эту игру и твердо знают, что у мамы голосок ниже,
чем у ее деток. Еще нами применяются детские любимые игрушки: медведя,
волка, зайчика, мышку, птичку. Задание заключается в том, чтобы,
прослушав музыку, найти соответствующую игрушку. В более старших
группах, можно попросить ребёнка поставитьигрушку на соответствующую ступеньку по высоте.
2. Развитие чувства ритма.
Для этого используются распеки. Обычно это знакомые детям попевки, такие,
как «Андрей - воробей», «Чики- чики-чикалочки» и др. Одновременно с
пением, детей просят прохлопать ритм, в дальнейшем простучать на бубне
или др. музыкальных инструментах. Упражнение «Веселые ладошки» также
используется в качестве развивающего ритмическое чувство: под веселую
ритмичную музыку, дети прохлопывают ритмический рисунок. В качестве
музыкально - дидактических игр, развивающих чувство ритма, используются
3.Развитие воображения. В данном разделе используется активным образом
слушание музыки. Для этого мы прослушиваем инструментальную,
вокальную, музыку русских и советских композиторов. Особенно
незаменимым здесь является «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог
сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к наглядным
пособиям. Это могут быть иллюстрации картин русских художников,
картинки из любимых сказок или изображения разного настроения. Для
закрепления пройденного материала, хорошо использовать музыкально-
дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям очень нравится
угадывать знакомую мелодию, и подбирать к ней картинку. В средних
группах используется музыкально-дидактическая игра «Волшебные танцы»,
на определение танцевального жанра музыки: марш, русский народный
танец, полька. Здесь используются иллюстрации с различными видами танца,
изучаются характерные движения.
В начале пьесы музыка звучит тихо – отряд приближается издалека. В середине
музыка звучит громко – солдаты проходят мимо нас. В конце пьесы музыка
звучи тише и тише – отряд уходит. Затем вводится небольшое задание:
вместе с музыкой играть на барабанах. В начале – тихо, в середине –
громко, в конце - тихо.
Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального
руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно,
зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед
занятием можно объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал
первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом
игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также
воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя
при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах
воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их
активным участником.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально - дидактические
игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками,
позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам
музыкального искусства. Ведь именно музыка играет решающую роль в становлении личности ребёнка, развитии его высоких психологических функций, регуляции поведения.
Благодаря уникальным особенностям, музыка способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.