Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста".»
Тема опыта:
Сенсорное развитие детей раннего возраста.
Идея опыта:
Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через дидактические игры и совместную деятельность.
1. Сведения об авторе.
ФИО - Барабанова Татьяна Михайловна. Образование - сренее-специальное.
Специальность по диплому - Медсестра ясельной группы. Место работы - МОУ-29. Должность - воспитатель. Педагогический стаж - 38 лет.
Квалификация - Вторая квалификационная категория
2. Условия формирования опыта.
На протяжении последних нескольких лет я работаю воспитателем в первой младшей группе детского сада, возраст детей - 2-3 года, количество -15-20 человек.
Выбор мною темы: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для всестороннего изучения не случаен, так как именно период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
формирование у детей систем перцептивных действий;
формирование у детей систем сенсорных эталонов;
• формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3
лет
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
ориентироваться в трех и более контрастных величинах
собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
• различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии
В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих
задач:
- создание предметно-развивающей среды, способствующей обогащению сенсорного опыта малышей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Анализ контингента родителей, проводимый ежегодно на основе социальных паспортов и анкетирования показывает, что воспитанники нашего ДОУ из семей различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Данные сведения использовались мною при планировании организационно - педагогической работы с родителями.
разработка комплексно-тематического плана по сенсорному развитию детей первой младшей группы;
использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога;
- разработка плана по взаимодействию с родителями воспитанников.
Оценив уровень материально- технического оснащения нашей группы, я пришла к выводу о необходимости создания в групповой комнате сен-сомоторного уголка. Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
В уголке подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук детей, имеется стол для игр детей с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах.
Разрабатывая план непосредственно образовательной деятельности по сенсорному воспитанию, я руководствовалась принципами основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой. Это:
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определённую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В основу сенсорного воспитания положены следующие дидактические принципы.
В основу первого принципа положено обогащение углубления содержания сенсорного воспитания, предлагающего формирование у детей начиная с раннего детства широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д. с учётом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д..
Второй принцип предлагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребёнок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение и решения важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать ( величина и цвет плодов являются сигналами их спелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснения их «сигнального значения».
Третьим принципом сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщённых знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребёнка со всеми ними без ограничения, также как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщённые способы обследования определённого рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвёртый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой -эталонами обследования любого предмета, т.е. ребёнок должен соотносит полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребёнок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
В своей многовековой практике человечество выделило определённую эталонную систему величин, форм , цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладение такого рода системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность. Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.
Последние научные знания свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. Реакция на новизну служила определением того, какие свойства, признаки предметов различаются малышом.
В первые годы жизни до трёх лет запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения цвета, также как и формы предметов, зависит в значительной степени от влияния окружающей среды, ассоциативных связей из личного опыта ребёнка.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов ( цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их опредмеченные наименования. Человечество широко использует их, о чём свидетельствует, например, название цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, вишнёвый и т.д.. Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику. Малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей, предметов овальной формы - огурчиком или яичком и т.д. .Дети третьего года жизни , назвав какой либо из цветов, часто не связывает это название с конкретным цветом. Двухлетний ребёнок, самостоятельно произнося слово красный, может указать на зелёный или какой либо другой цвет. Нередко дети словом красный подменяют слово цвет. Устойчивой связи между словами - названиями цвета и конкретным цветом ещё не образовалось. Наблюдается и случайное употребление слов-названий цвета, когда взрослый, спросив ребёнка: «Зачем ты берешь сумку?» - получает ответ: «На всякий случай». Дальнейшие расспросы взрослого: «На какой случай?» - Приводят к разъяснению ребёнка: «На голубой».
Полное слияние слов - названий цвета с их конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.
Остановимся на вопросе об использовании слов - обозначении величин предметов. Во-первых, величина - понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой, маленький. Эти слова часто употребляемы и не имеют чётко зафиксированного значения. Так, годовалый ребёнок может позитивно воспринимать объяснение, что он уже большой и надо ходить ножками. В то же время ребёнку говорят, что он ещё маленький, пора спать. Также позитивно воспринимается объяснение взрослого: при наличии трёх мячей разной величины об одном из них говорят, что он то маленький, то большой, в зависимости от второго сравниваемого предмета.
Существенное значение в ориентировке на цветовые свойства приобретают слова - названия, особенно эффективным оказывается опредмечивание цвета, обозначение таким образом того или иного предмета. Восприятие цвета совершенствуется с возрастом. Это подтверждается решением всех типов задач, требующих ориентировки на цветовые свойства объектов. Наиболее ярко это демонстрируют задачи на выбор по образцу без называния цвета: их почти не решают дети до 2 лет, решают примерно 1\ 4 детей в возрасте 2г. - 2г. 6 мес. И более чем 1 \ 2 старше 2 лет 6 мес.
С возрастом изменяется не только количество решённых каждым ребёнком задач, но и сами способы их решения: предпочтение одному из цветов характерно в основном для детей более младшего возраста, дети же старшей подгруппы выполняют все задания, как правило, путём тщательного сличения объектов между собой и образцом. Это приводит к успешному выполнению заданий на группировку и на выбор по образцу.
Если говорить об особенностях восприятия другого качества- формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путём проб и ошибок. В первую очередь это проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Примеривание шара к квадратному отверстию является той пробой - ошибкой, которая позволяет ребёнку перейти к проталкиванию предмета в отверстие соответствующей формы, соотнося их только зрительно.
Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребёнка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. Индивидуальное обучение малышей выполнению заданий на узнавание формы предметов возможно уже на первом году жизни.
При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.
Педагог Н.П. Саккулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлечёнными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по её мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5 - 6 цветовых тонах.
Таким образом, основная задача ознакомление малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов .
В раннем детстве ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путём ознакомления ребёнка лишь с 3 - 4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомство с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.
Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра ( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный), 3 разновидности величины ( большой, средний ,маленький) то нужно, чтобы у ребёнка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
Следовательно, в план систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование чётких цветовых представлений. Следовательно, рациональнее остановиться на 8 цветах. Также, целесообразно ознакомление с 5 фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький). В содержание ознакомления детей со свойствами должно быть включено прежде всего выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств в начале, когда дети ещё не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идёт посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознавание цвета, формы, величины достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами. Обучение должно включать формирование у детей обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщённым способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины, поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов. Обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. Принципы системы сенсорного воспитания требуют также усвоение детьми «сигнального значения» свойств предметов, с которыми они знакомятся. Можно ли это реализовать на этапе раннего детства при накоплении сенсорных представлений? На 2 году жизни детям доступно «опредмечивание» формы, цвета. Этот приём приводит к успешному выполнению заданий. Следовательно, дети раннего возраста уже могут воспринимать форму, цвет как признаки предметов, их специфических качеств. Конечно, от этого ещё далеко до усвоения «сигнального значения», при котором изменения цвета, формы связывается закономерными изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению.
Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность. Поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на 2 группы, размещение вкладок в гнёзда, втыкание грибков - втулочек в отверстие доски.
Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с 2 лет. Например, уже на 3 году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна. Передающие специфику определённых предметов и явлений («огоньки», «следы на дорожке» и т. д.), вполне возможно использовать цветную мозаику.
При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.
3. Теоретическая база опыта.
Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии ребёнка
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Роль сенсорного развития трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения в дошкольном учреждении, школе и для многих видов труда. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Овладение знаниями и умениями в разных областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, необходимо очень точно уловить его форму, цвет. Конструирование требует исследования формы предмета (образца) его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта , художника, архитектора, писателя , конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью , точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета , звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
Таким образом, сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой степенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.д.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, аппликацией и др.).
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И.
Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников - педагогов и психологов Института дошкольного воспитания АПН СССР -А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной и другими.
Это изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено главным образом на обеспечение этих двух моментов.
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и другие), в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество, однако, сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из семи цветов спектра (темно-красный), либо как результат их сочетания (желто-зеленый), либо как промежуточный между черным и белым (серый). Точно так же форму любого предмета можно свести к определенной геометрической фигуре (овальная, прямоугольная) или обозначить как сочетание нескольких таких фигур, определенным образом расположенных в пространстве. Мы видим свойства предметов именно как разновидности и сочетания знакомых нам образцов.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами - это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.
Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в дошкольном учреждении определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Работы А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аване-совой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием и др.
Одной из интересных и оригинальных педагогических систем прошлого особенно популярных в настоящее время является экспериментальная педагогика итальянки Марии Монтессори (1870 - 1952). Ее педагогика - это воспитание чувств ребенка, его сенсорной основы на примере каждодневных упражнений и игры. В качестве основного вида игр М. Монтиессори выделяет автодидактическую индивидуальную игру, построенную на самостоятельности и самоконтроле выполнения основных действий с материалом. Предпочтение в данных играх отдается дидактическим материалам, а воспитателю, взрослому отводится пассивная роль (наблюдателя, помощника, «слуги» ребенка). Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал. Дидактические материалы служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующие возрасту развитие его моторики и сенсорики.
4. Актуальность и перспективность опыта.
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так
называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития; -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность и перспективность проблемы исследования заключаются в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года в первой младшей группе, показывает, что приходя в детский сад:
большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;
не могут различить предметы по величине (особенно трудно детям выделять среднюю величину);
плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);
различают шар, куб и кирпичик только с помощью взрослого;
не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;
- не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец;
- у детей слабо развита мелкая моторика рук.
Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей в нашей группе.
Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития мною в начале учебного года было проведено соответствующее анкетирование, которое позволило сделать следующие выводы:
6. Технология опыта.
Разработка системы сенсорного развития детей
Цель - решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование.
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, дни открытых дверей.
Выполнение первых двух задач основывалось на следующей идее: сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования "жизненной обстановки" в целом - помещений детского сада и его территории.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы осуществляется в виде:
непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельности детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Непосредственно образовательная деятельность:
У игры дидактические;
У наблюдения за природой, на прогулке; сезонные наблюдения; У конструирование;
У рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений декоративно-прикладного искусства, анализ цвета, формы; У продуктивная деятельность (рисование, лепка). Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
У закрепление цвета, формы, величины, назначения разных предметов одежды при одевании;
У развитие тактильных и вкусовых ощущений при приеме пищи;
У ознакомление со свойствами воды во время умывания;
У обогащение сенсорного опыта детей во время прогулок.
Самостоятельная деятельность детей:
^ самостоятельное применение полученных знаний и умений в играх; У развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений при самостоятельной работе с изобразительным материалом. Взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
У формирование знаний родителей о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста;
У оказание консультативной помощи и профилактической поддержки родителям по различным вопросам сенсорного воспитания малышей;
У активизирование родителей к поисковой и творческой деятельности в условиях сотрудничества с педагогом.
Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.
Сенсомоторный уголок предназначен:
для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.
Таким образом, в своей работе я выделила принципы организации
уголка:
доступность;
безопасность;
креативность.
Одна из целей сенсорного воспитания - изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.
Подобные цели реализуются мною проведением дидактических игр, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.
По возможности использую и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
8 Работа с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие чувственного восприятия, ощущений - успешно происходит как в организованных формах обучения, в свободной деятельности, так и в семье.
Уже во время пребывания ребенка с мамой в группе, на прогулке в период адаптации педагог показывает и проводит словесные подвижные игры, предлагает использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия, слухового внимания. Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:
На первом же собрании мы знакомим родителей с дидактическими играми, игрушками, необходимыми детям по сенсорному развитию:
- игрушки-вкладыши на определение величины, пособия с помощью которых дети учатся управляться с застежками, шнурками; разноцветные пробки, крупная мозаика и др.
Напоминаем родителям, что запомнить ощущения помогут и игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?», при работе с тестом, с крупой - «Угадай на ощупь».
Экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут- не тонут» в воде, познакомить ребенка с качествами воды «холодная-горячая-теплая». Рекомендуем опыты по определению свойств песка, снега.
Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета, различение пространственных соотношений. Также рекомендуем использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина). Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путем нанизывания ребенок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается его глазомер.
Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета (прил.1), которая позволила сделать следующие выводы:
большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;
все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.
Для успешного формирования у родителей знаний по сенсорному воспитанию и их практического применения в домашних условиях было проведено родительское собрание на тему: «Сенсорное развитие малышей» (прил.2), родительская гостиная «Мы познаем мир» (прил.З), консультации на темы : « Особенности сенсорного развития детей раннего возраста» прил.4); « Чувственное (сенсорное) развитие Монтессори» (прил.5); день открытых дверей (прил.6).
Приложение 2. Родительское собрание
«Сенсорное развитие малышей»
У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь.
А.Макаренко
Цель: настроить родителей и педагогов на тему предстоящего разговора, расширить представления о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.
Приложение 4. Консультация для родителей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
Восприятие — отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.
В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет ещё не стал для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком коротка, с её помощью не даётся достать мяч. В других ситуациях восприятие остаётся расплывчатым и неточным. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.
Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребёнок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков, т того, знаком или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому предмету, малыши ориентируются на цвет, а к знакомому -на форму.
Выполнение ребёнком орудийных и соотносящих действий создаёт условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие, более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрёшку, закрывая коробочку, застёгивая пуговицы, кнопки,
Завязывая шнуровки, ребёнок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определённых правил. Автодидактические игрушки, в частности матрёшки, побуждают малыша соотносить их детали по какому-то признаку.
На первых порах ребёнок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки - примериванием, который ребёнок осваивает постепенно. Так, преддошкольник по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не найдёт деталь нужной формы. Или при собирании пирамидки примеривает друг к другу все кольца в поисках самого большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца. Характер ориентировочных действий ребёнка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Например, меркой становится самое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребёнок сравнивает все остальные. Такое сравнение первоначально требует от малыша развёрнутых ориентировочных действий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать основе зрения без практических действий. На 3-е/и году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых предметов, например треугольные предметы с крышей, красные с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, он и представление о нём.
Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребёнку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребёнка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Подчеркнём, что сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. То есть новые действия восприятия осваиваются, прежде всего, в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков.
Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и тонным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Важно, чтобы ребёнок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определённый признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребёнка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создаёт основу для усвоения в старшем возрасте сенсорных эталонов.
При выполнении не только соотносящих, но и орудийных действий малыш осваивает ориентировочные действия примеривания. Когда не получается достать предмет короткой палкой, он заменяет её предметами большей длины, пока не достигнет желаемого результата.
Развитие фонематического слуха протекает по тем же закономерностям. В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонематические свойства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу 2-го года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.
Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:
Складывается новый тип внешних ориентировочных действий -промеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
Возникают представления о свойствах предметов;
Освоения свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
Развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослыми, приводит к восприятию всех звуков русского языка.
Литература
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Мустафаев, Павлова «Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса по программе «От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.» Первая младшая группа.» - М.: Учитель, 2011
Власенко, Мезенцева «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.» Первая младшая группа.» - М.: Учитель, 2012
Власенко «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.» Первая младшая группа.» - М.: Учитель, 2011
Коллектив «Маминого клуба» «Уроки Монтессори», - Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
Афонькина «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Первая младшая группа.» - М.: Учитель, 2012
Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка» - М., Роспедагентство, 1994
Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова и др. «Диагностика психического разви тия детей от рождения до Зх лет» - М., АНО «ПЭБ», 2007
Содержание:
1.Тема и идея опыта, сведения об авторе.
2.Условия формирования опыта.
3.Теоретическая база опыта:
Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии ребенка. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Актуальность и перспективность опыта.
Новизна опыта.
Технология опыта:
Разработка системы сенсорного развития детей.
Планирование и методика проведения НОД по сенсорному развитию детей.
Результативность опыта.
Перспективно-тематическое планирование работы по разделу «Сенсор ное воспитание» образовательной деятельности «Познание».