kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через дидакти­ческие игры и совместную деятельность.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста".»

Тема опыта:



Сенсорное развитие детей раннего возраста.


Идея опыта:


Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через дидакти­ческие игры и совместную деятельность.






1. Сведения об авторе.



ФИО - Барабанова Татьяна Михайловна. Образование - сренее-специальное.

Специальность по диплому - Медсестра ясельной группы. Место работы - МОУ-29. Должность - воспитатель. Педагогический стаж - 38 лет.

Квалификация - Вторая квалификационная категория



2. Условия формирования опыта.

На протяжении последних нескольких лет я работаю воспитателем в первой младшей группе детского сада, возраст детей - 2-3 года, количество -15-20 человек.

Выбор мною темы: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для всестороннего изучения не случаен, так как именно период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного вос­питания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ре­бенка с сенсорной культурой.


Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствова­ние, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, пред­ставлений).


Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных спо­собностей у малышей.


На этой основе выделяются следующие задачи:

  • формирование у детей систем перцептивных действий;

  • формирование у детей систем сенсорных эталонов;

• формирование у детей умений самостоятельно применять систе­мы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познава­тельной деятельности.







Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3

лет

  • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах

  • собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины


  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вклады­ши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

  • составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных ку­биков

• различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

  • выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округ­лые, короткие и длинные линии


В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих

задач:


- создание предметно-развивающей среды, способствующей обогаще­нию сенсорного опыта малышей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процес­са;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непре­рывности и системности образования.

Анализ контингента родителей, проводимый ежегодно на основе со­циальных паспортов и анкетирования показывает, что воспитанники нашего ДОУ из семей различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Данные сведения использовались мною при планировании ор­ганизационно - педагогической работы с родителями.

  • разработка комплексно-тематического плана по сенсорному развитию детей первой младшей группы;

  • использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога;


- разработка плана по взаимодействию с родителями воспитанников.


Оценив уровень материально- технического оснащения нашей груп­пы, я пришла к выводу о необходимости создания в групповой комнате сен-сомоторного уголка. Для развития тактильной чувствительности у детей не­обходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнооб­разных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

В уголке подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие за­креплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, разви­вать мелкую моторику рук детей, имеется стол для игр детей с водой и пес­ком, что способствует закреплению знаний об их свойствах.

Разрабатывая план непосредственно образовательной деятельности по сенсорному воспитанию, я руководствовалась принципами основной об­щеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой. Это:

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач про­цесса образования детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрас­тными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и воз­можностями образовательных областей;

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувстви­тельным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная сту­пень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического раз­вития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определённую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сен­сорного воспитания.

В основу сенсорного воспитания положены следующие дидакти­ческие принципы.

В основу первого принципа положено обогащение углубления со­держания сенсорного воспитания, предлагающего формирование у детей на­чиная с раннего детства широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д. с учётом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобра­зительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д..

Второй принцип предлагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельно­сти ребёнок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение и решения важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать ( величина и цвет плодов являются сигналами их спелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или вы­яснения их «сигнального значения».

Третьим принципом сенсорного воспитания предопределяется сообще­ние детям обобщённых знаний и умений, связанных с ориентировкой в ок­ружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений на­столько разнообразны, что ознакомление ребёнка со всеми ними без ограни­чения, также как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности не­возможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть дос­тигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщённые спо­собы обследования определённого рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвёртый принцип предполагает формирование систематизирован­ных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой -эталонами обследования любого предмета, т.е. ребёнок должен соотносит полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребёнок начинает использовать свои знания как средство воспри­ятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определённую эталонную систему величин, форм , цветовых тонов. Бесконечное их разно­образие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладение та­кого рода системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов, с кото­рыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действитель­ность. Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе ран­него и дошкольного детства.

Последние научные знания свидетельствуют о возможности выработ­ки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предме­тов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. Реакция на новиз­ну служила определением того, какие свойства, признаки предметов разли­чаются малышом.

В первые годы жизни до трёх лет запоминание названий цвета проте­кает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными труд­ностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения цвета, также как и формы предметов, зависит в значительной степени от влияния окружающей среды, ассоциативных связей из личного опыта ребёнка.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов ( цвет, форма) деть­ми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их опредмеченные наиме­нования. Человечество широко использует их, о чём свидетельствует, на­пример, название цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апель­синовый, вишнёвый и т.д.. Абстрактные слова для детей заменяются назва­ниями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику. Ма­лышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей, предметов овальной формы - огурчиком или яичком и т.д. .Дети третьего года жизни , назвав какой либо из цветов, часто не связывает это название с конкретным цветом. Двухлетний ребёнок, само­стоятельно произнося слово красный, может указать на зелёный или какой либо другой цвет. Нередко дети словом красный подменяют слово цвет. Ус­тойчивой связи между словами - названиями цвета и конкретным цветом ещё не образовалось. Наблюдается и случайное употребление слов-названий цве­та, когда взрослый, спросив ребёнка: «Зачем ты берешь сумку?» - получает ответ: «На всякий случай». Дальнейшие расспросы взрослого: «На какой случай?» - Приводят к разъяснению ребёнка: «На голубой».

Полное слияние слов - названий цвета с их конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.

Остановимся на вопросе об использовании слов - обозначении величин предметов. Во-первых, величина - понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой, маленький. Эти слова часто употребляемы и не имеют чётко зафиксированного значения. Так, годовалый ребёнок может по­зитивно воспринимать объяснение, что он уже большой и надо ходить нож­ками. В то же время ребёнку говорят, что он ещё маленький, пора спать. Также позитивно воспринимается объяснение взрослого: при наличии трёх мячей разной величины об одном из них говорят, что он то маленький, то большой, в зависимости от второго сравниваемого предмета.

Существенное значение в ориентировке на цветовые свойства приоб­ретают слова - названия, особенно эффективным оказывается опредмечива­ние цвета, обозначение таким образом того или иного предмета. Восприятие цвета совершенствуется с возрастом. Это подтверждается решением всех ти­пов задач, требующих ориентировки на цветовые свойства объектов. Наибо­лее ярко это демонстрируют задачи на выбор по образцу без называния цве­та: их почти не решают дети до 2 лет, решают примерно 1\ 4 детей в возрасте 2г. - 2г. 6 мес. И более чем 1 \ 2 старше 2 лет 6 мес.

С возрастом изменяется не только количество решённых каждым ре­бёнком задач, но и сами способы их решения: предпочтение одному из цве­тов характерно в основном для детей более младшего возраста, дети же старшей подгруппы выполняют все задания, как правило, путём тщательного сличения объектов между собой и образцом. Это приводит к успешному вы­полнению заданий на группировку и на выбор по образцу.

Если говорить об особенностях восприятия другого качества- формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуще­ствляемое в основном путём проб и ошибок. В первую очередь это проталки­вание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Примеривание шара к квадратному отверстию является той пробой - ошибкой, которая по­зволяет ребёнку перейти к проталкиванию предмета в отверстие соответст­вующей формы, соотнося их только зрительно.

Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение кон­тура предмета рукой ребёнка, направляемой взрослым, с последующим пере­ходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зри­тельному анализу свойств. Индивидуальное обучение малышей выполнению заданий на узнавание формы предметов возможно уже на первом году жизни.

При определении содержания и методов работы по сенсорному воспи­танию с детьми раннего возраста исходными явились принципы теории сен­сорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.

Педагог Н.П. Саккулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлечёнными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта долж­но происходить, по её мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5 - 6 цветовых тонах.

Таким образом, основная задача ознакомление малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и ве­личине предметов .

В раннем детстве ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематиче­ские знания о свойствах предметов. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путём ознакомления ребёнка лишь с 3 - 4 разновид­ностями каждого свойства. Оно требует знакомство с цветом, формой, вели­чиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидно­стей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.

Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра ( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный), 3 разновидности величины ( большой, средний ,маленький) то нужно, чтобы у ребёнка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Следовательно, в план систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже зна­чительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цве­та может существенно затруднить формирование чётких цветовых представ­лений. Следовательно, рациональнее остановиться на 8 цветах. Также, целе­сообразно ознакомление с 5 фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямо­угольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький). В содержание ознакомления детей со свойствами должно быть включено прежде всего вы­деление цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств в начале, когда дети ещё не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идёт посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознавание цвета, формы, величины достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными этало­нами. Обучение должно включать формирование у детей обобщённых спосо­бов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщён­ным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, ве­личины, поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов. Обучение не должно включать обязательного запо­минания названий отдельных цветов, форм. Принципы системы сенсорного воспитания требуют также усвоение детьми «сигнального значения» свойств предметов, с которыми они знакомятся. Можно ли это реализовать на этапе раннего детства при накоплении сенсорных представлений? На 2 го­ду жизни детям доступно «опредмечивание» формы, цвета. Этот приём при­водит к успешному выполнению заданий. Следовательно, дети раннего воз­раста уже могут воспринимать форму, цвет как признаки предметов, их спе­цифических качеств. Конечно, от этого ещё далеко до усвоения «сигнального значения», при котором изменения цвета, формы связывается закономерны­ми изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность. Поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут высту­пать раскладывание предметов на 2 группы, размещение вкладок в гнёзда, втыкание грибков - втулочек в отверстие доски.

Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного харак­тера, которыми дети начинают овладевать с 2 лет. Например, уже на 3 году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна. Передающие специ­фику определённых предметов и явлений («огоньки», «следы на дорожке» и т. д.), вполне возможно использовать цветную мозаику.

При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обу­чение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например наклады­вание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой прикладыва­ние их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с вели­чиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Пре­образуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формирова­нию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставле­ние объектов по их свойствам.

3. Теоретическая база опыта.


Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии ребёнка

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формиро­вание представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, ве­личине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Роль сенсорного развития трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное зна­чение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обуче­ния в дошкольном учреждении, школе и для многих видов труда. С воспри­ятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Овладение знаниями и умениями в разных областях требует постоян­ного внимания к внешним свойствам предметов. Так, для того чтобы полу­чить в рисунке сходство с изображаемым предметом, необходимо очень точ­но уловить его форму, цвет. Конструирование требует исследования формы предмета (образца) его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося ма­териала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов не­возможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зави­сит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в на­писании букв, в построении рисунка. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта , художника, архитектора, писателя , конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глу­биной, ясностью , точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета , звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Таким образом, сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой степенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.д.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, аппликацией и др.).

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представи­тели дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И.

Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Вопросы сен­сорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников - педагогов и психологов Института дошкольного воспитания АПН СССР -А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной и другими.

Это изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми вырабо­танных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследова­ния предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено главным образом на обеспечение этих двух моментов.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и другие), в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнооб­разие красок и форм. Человечество, однако, сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из семи цветов спектра (темно-красный), либо как результат их соче­тания (желто-зеленый), либо как промежуточный между черным и белым (серый). Точно так же форму любого предмета можно свести к определенной геометрической фигуре (овальная, прямоугольная) или обозначить как соче­тание нескольких таких фигур, определенным образом расположенных в пространстве. Мы видим свойства предметов именно как разновидности и сочетания знакомых нам образцов.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформи­ровать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять воспри­ятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соот­ветствует свойство того предмета, который воспринимается в данный мо­мент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами - это и есть способы обследования предметов, которым детей не­обходимо научить.

Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в дошко­льном учреждении определено как ознакомление детей с сенсорными этало­нами и обогащение способами обследования предметов.

Работы А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аване-совой показали, что использование специально сконструированных дидакти­ческих пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно орга­нически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием и др.

Одной из интересных и оригинальных педагогических систем прошло­го особенно популярных в настоящее время является экспериментальная пе­дагогика итальянки Марии Монтессори (1870 - 1952). Ее педагогика - это воспитание чувств ребенка, его сенсорной основы на примере каждодневных упражнений и игры. В качестве основного вида игр М. Монтиессори выделя­ет автодидактическую индивидуальную игру, построенную на самостоятель­ности и самоконтроле выполнения основных действий с материалом. Пред­почтение в данных играх отдается дидактическим материалам, а воспитате­лю, взрослому отводится пассивная роль (наблюдателя, помощника, «слуги» ребенка). Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследовани­ях был накоплен богатый материал. Дидактические материалы служат преж­де всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующие возрасту развитие его моторики и сенсорики.

4. Актуальность и перспективность опыта.

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Ко­маровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функ­ция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориенти­рующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе ком­плексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содер­жании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное раз­витие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и форми­рование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цве­те, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С воспри­ятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Ребе­нок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать пред­меты, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целена­правленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматрива­нию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т. е. сформировать у него пер­цептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его не­достаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так

называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ре­бенком.


Сенсорное развитие является условием успешного овладения лю­бой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет - период наиболее интенсивного физиче­ского и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенст­вование движений. Начинают формироваться нравственные качества, скла­дываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредст­вом осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать вели­чину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенство­вания деятельности органов чувств, накопления представлений об окружаю­щем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития; -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при

взаимодействии с внешним миром;

  • развивает наблюдательность;

  • готовит к реальной жизни;

  • позитивно влияет на эстетическое чувство;

  • является основой для развития воображения;

  • развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность и перспективность проблемы иссле­дования заключаются в том, что познание человеком окружающего мира на­чинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений ок­ружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Извест­но, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственно­го, физического, эстетического воспитания в значительной степени зави­сит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько со­вершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Анань­ев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека Исследованиям в области сен­сорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отече­ственные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в раз­витие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость ис­следования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года в первой младшей группе, показывает, что приходя в детский сад:

  • большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

  • не могут различить предметы по величине (особенно трудно детям выделять среднюю величину);

  • плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);

  • различают шар, куб и кирпичик только с помощью взрослого;

  • не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

- не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем по­рядке по величине колец;


- у детей слабо развита мелкая моторика рук.

Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному вос­питанию детей в нашей группе.

Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреж­дением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.

Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по во­просам сенсорного развития мною в начале учебного года было проведено соответствующее анкетирование, которое позволило сделать следующие вы­воды:

6. Технология опыта.


Разработка системы сенсорного развития детей

Цель - решение задач сенсорного воспитания дошкольников в усло­виях детского сада.


Были поставлены следующие задачи:

  • развивать и совершенствовать у детей дошкольного возрас­та все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному раз­витию и воспитанию дошкольников.



С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания до­школьников было проведено анкетирование.

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обоб­щенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: прак­тикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические вы­ставки, дни открытых дверей.

Выполнение первых двух задач основывалось на следующей идее: сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сен­сорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсор­ной основе путем использования "жизненной обстановки" в целом - помеще­ний детского сада и его территории.

Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы ра­боты.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы осуществляется в виде:

  • непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;

  • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных мо­ментов;

  • самостоятельной деятельности детей;

  • взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразо­вательной программы дошкольного образования.

Непосредственно образовательная деятельность:


У игры дидактические;

У наблюдения за природой, на прогулке; сезонные наблюдения; У конструирование;

У рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эсте­тически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений декоративно-прикладного искусства, анализ цвета, формы; У продуктивная деятельность (рисование, лепка). Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

У закрепление цвета, формы, величины, назначения разных предметов одежды при одевании;

У развитие тактильных и вкусовых ощущений при приеме пищи;

У ознакомление со свойствами воды во время умывания;

У обогащение сенсорного опыта детей во время прогулок.

Самостоятельная деятельность детей:

^ самостоятельное применение полученных знаний и умений в играх; У развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений при само­стоятельной работе с изобразительным материалом. Взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования:

У формирование знаний родителей о значении, целях и методах сенсор­ного развития детей данного возраста;

У оказание консультативной помощи и профилактической поддержки родителям по различным вопросам сенсорного воспитания малышей;

У активизирование родителей к поисковой и творческой деятельности в условиях сотрудничества с педагогом.

Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.


В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.


Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной ак­тивности;

  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

  • создания положительного эмоционального фона, повыше­ния работоспособности ребенка;

  • активизации когнитивных процессов (мышления, внима­ния, восприятия, памяти);

  • повышения мотивации к самостоятельной и эксперимен­тальной деятельности дошкольников.

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и дос­тупности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.


Таким образом, в своей работе я выделила принципы организации

уголка:

  • доступность;

  • безопасность;

  • креативность.

Одна из целей сенсорного воспитания - изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.

Подобные цели реализуются мною проведением дидактических игр, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухо­вого, обонятельного, зрительного.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, слож­ное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной иг­ровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Позна­вательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии воспри­ятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной пред­метной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помо­гающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно ус­пешнее, чем на учебных занятиях.

Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

По возможности использую и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.


8 Работа с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие чувственного восприятия, ощущений - успешно происходит как в организованных формах обучения, в свободной деятельности, так и в семье.

Уже во время пребывания ребенка с мамой в группе, на прогулке в период адаптации педагог показывает и проводит словесные подвижные иг­ры, предлагает использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказ­ки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического воспри­ятия, слухового внимания. Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем родителям изготавливать совместно с детьми, приоб­ретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:

- банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камуш­ками, песком, скрепками, пуговицами;

  • шуршалки из бумаги, полиэтилена;

  • шумящие морские раковины;

  • свистки, дудочки из глины, дерева.

На первом же собрании мы знакомим родителей с дидактическими иг­рами, игрушками, необходимыми детям по сенсорному развитию:

- игрушки-вкладыши на определение величины, пособия с помощью которых дети учатся управляться с застежками, шнурками; разноцветные пробки, крупная мозаика и др.

Напоминаем родителям, что запомнить ощущения помогут и игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?», при работе с тестом, с кру­пой - «Угадай на ощупь».

Экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут- не тонут» в воде, познакомить ребенка с качествами воды «холодная-горячая-теплая». Рекомендуем опыты по определению свойств песка, снега.

Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, ве­личина предмета, различение пространственных соотношений. Также реко­мендуем использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина). Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции иг­рушки: собирая пирамидку путем нанизывания ребенок сам видит правиль­ность или наглядную ошибку, развивается его глазомер.

Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по во­просам сенсорного развития была разработана анкета (прил.1), которая по­зволила сделать следующие выводы:

  • большинство родителей имеет поверхностное представление о сен­сорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

  • все родители заинтересованы в получении квалифицированной по­мощи по данному вопросу.

Для успешного формирования у родителей знаний по сенсорному воспитанию и их практического применения в домашних условиях было проведено родительское собрание на тему: «Сенсорное развитие малышей» (прил.2), родительская гостиная «Мы познаем мир» (прил.З), консультации на темы : « Особенности сенсорного развития детей раннего возраста» прил.4); « Чувственное (сенсорное) развитие Монтессори» (прил.5); день от­крытых дверей (прил.6).


Приложение 2. Родительское собрание


«Сенсорное развитие малышей»

У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропи­тать игрой всю его жизнь.


А.Макаренко

Цель: настроить родителей и педагогов на тему предстоящего разго­вора, расширить представления о сенсорном воспитании детей, создать атмо­сферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.

Приложение 4. Консультация для родителей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»



Восприятие — отражение предметов или явлений при их непосредст­венном воздействии на органы чувств. Различают зрительное, слуховое, ося­зательное, вкусовое и обонятельное восприятие.


В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он вы­хватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространст­венное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх нога­ми. Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет ещё не стал для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсор­ные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для вы­полнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, ко­торой ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяют­ся правильно. Ведь если палка слишком коротка, с её помощью не даётся достать мяч. В других ситуациях восприятие остаётся расплывчатым и не­точным. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение дейст­вий.

Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предме­те ребёнок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготов­ленности к различению признаков, т того, знаком или не знаком ему пред­мет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому пред­мету, малыши ориентируются на цвет, а к знакомому -на форму.

Выполнение ребёнком орудийных и соотносящих действий создаёт условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие, более точным и правильным. Собирая пирамидку, мат­рёшку, закрывая коробочку, застёгивая пуговицы, кнопки,

Завязывая шнуровки, ребёнок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определённых правил. Автодидактические игрушки, в частности матрёшки, побуждают малыша со­относить их детали по какому-то признаку.

На первых порах ребёнок не владеет способами зрительного соотне­сения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ори­ентировочных действий. Взрослый знакомит малыша с новым способом ори­ентировки - примериванием, который ребёнок осваивает постепенно. Так, преддошкольник по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не найдёт деталь нужной формы. Или при собирании пирамидки примерива­ет друг к другу все кольца в поисках самого большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца. Характер ориентировочных действий ребёнка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необходи­мого соотношения предметов по признаку. Например, меркой становится са­мое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребёнок сравнивает все осталь­ные. Такое сравнение первоначально требует от малыша развёрнутых ориен­тировочных действий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать основе зрения без практиче­ских действий. На 3-е/и году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравни­вает свойства любых предметов, например треугольные предметы с крышей, красные с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её со­держание. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, он и представ­ление о нём.

Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребёнку вы­полнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребёнка, чем про­стое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имею­щие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Подчеркнём, что сначала дети учат­ся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цве­ту. То есть новые действия восприятия осваиваются, прежде всего, в отно­шении более знакомых и более важных с точки зрения практической дея­тельности признаков.

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и тонным. Предмет вос­принимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваи­вают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Важно, чтобы ребёнок умел подбирать предметы по слову взрослого, фикси­рующего определённый признак, и мог учитывать свойства объектов в прак­тической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребёнка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создаёт основу для усвоения в старшем возрасте сенсорных эталонов.

При выполнении не только соотносящих, но и орудийных действий малыш осваивает ориентировочные действия примеривания. Когда не полу­чается достать предмет короткой палкой, он заменяет её предметами боль­шей длины, пока не достигнет желаемого результата.

Развитие фонематического слуха протекает по тем же закономерно­стям. В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонематические свойства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу 2-го года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:

  • Складывается новый тип внешних ориентировочных действий -промеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

  • Возникают представления о свойствах предметов;

  • Освоения свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;

  • Развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослыми, приводит к восприятию всех звуков русского языка.

Литература

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

  2. Мустафаев, Павлова «Перспективное планирование воспитательно- об­разовательного процесса по программе «От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.» Первая млад­шая группа.» - М.: Учитель, 2011

  3. Власенко, Мезенцева «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко­маровой, М. А. Васильевой.» Первая младшая группа.» - М.: Учитель, 2012

  4. Власенко «Комплексные занятия по программе «От рождения до шко­лы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.» Первая младшая группа.» - М.: Учитель, 2011

  5. Коллектив «Маминого клуба» «Уроки Монтессори», - Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

  6. Афонькина «Мониторинг качества освоения основной общеобразова­тельной программы дошкольного образования. Первая младшая груп­па.» - М.: Учитель, 2012

  1. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показа­тели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

  2. Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка» - М., Роспедагентство, 1994

  3. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова и др. «Диагностика психического разви тия детей от рождения до Зх лет» - М., АНО «ПЭБ», 2007


Содержание:

1.Тема и идея опыта, сведения об авторе.

2.Условия формирования опыта.

3.Теоретическая база опыта:

Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии ребенка. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

  2. Новизна опыта.

  3. Технология опыта:

Разработка системы сенсорного развития детей.

Планирование и методика проведения НОД по сенсорному развитию детей.

  1. Результативность опыта.

  2. Перспективно-тематическое планирование работы по разделу «Сенсор ное воспитание» образовательной деятельности «Познание».

  3. Взаимодействие с родителями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста".

Автор: Барабанова Татьяна Михайловна

Дата: 25.10.2018

Номер свидетельства: 482137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста в игровой деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_sensornoe_razvitie_detei_rannego_vozrasta_v_igro"
    ["file_id"] => string(6) "578521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618770277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_sensornoe_razvitie_v_rannem_vozraste_posredstvom"
    ["file_id"] => string(6) "562148"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1604307322"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Консультация для родителей по инновационной деятельности на тему: «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»"
    ["seo_title"] => string(130) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_na_tiemu_razmier_tsviet_formu_uznaiom_i_umnieiem_s_kazhdym_dniom"
    ["file_id"] => string(6) "347385"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475580015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для воспитателей "Организация экскурсий и целевых прогулок в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(89) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-orghanizatsiia-ekskursii-i-tsielievykh-proghulok-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "249635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446926987"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Консультация для воспитателей «Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_sozdanie_uslovii_dlia_sensomotornogo_razvitiia_d"
    ["file_id"] => string(6) "577879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618128569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства