kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей: «Содержание трудовой деятельности в дошкольном возрасте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовое воспитание начинается с формирования у детей  самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своим телом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение  самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки.

Трудовое воспитание начинается с формирования у детей  самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своим телом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение  самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Содержание трудовой деятельности в дошкольном возрасте»»


Консультация для воспитателей: «Содержание трудовой деятельности в дошкольном возрасте»


Трудовое воспитание начинается с формирования у детей самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своим телом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки.

В младшей группе – трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев; сложность усвоения последовательности действий; неумение их планировать; легкая отвлекаемость; нежелание их выполнять. Необходимо развивать умения, добиваться аккуратности и тщательности выполнения действий, привычки к чистоте и порядку. Индивидуальное общение с каждым ребенком, поддержание его эмоционального состояния. Расширение словаря. Доверие детей взрослому, заботе о нем.

В средней группе – дети достаточно самостоятельны, труд становится обязанностью; повышаются требования к качеству действий, к времени выполнения деятельности; воспитатель обучает детей взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу.

В старшей группе приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются знания поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.

Хозяйственно-бытовой труд в разных возрастных группах

Хозяйственно – бытовой труд необходим в повседневной жизни. Он направлен на поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, оказание помощи взрослым и обслуживание всего коллектива.

В младшей группе – накрывать на стол, приводить в порядок игровой уголок, производить уборку участка. Взрослым оценивается участие детей, желание подражать взрослым и сверстникам.

Примерное содержание труда:

  • расставлять игрушки, расставлять книжки;

  • расставлять на столы раздаточный материал для занятия и собирать его после занятия;

  • раскладывать в коробки отточенные карандаши;

  • убирать и протирать влажной губкой строительный материал;

  • переодевать кукол, менять кукольное постельное белье;

  • мыть игрушки;

  • собирать игрушки перед уходом с прогулки;

  • поливать песок из леек;

  • подметать в домиках и прочих постройках;

  • протирать на веранде скамейки, полки;

  • собирать мусор;

  • сметать снег со скамеек, построек, сгребать снег в кучу;

  • расчищать дорожки от снега и т.д.

В средней группе – расширяется содержание: сервируют стол, стирают, моют, подметают. Педагог приучает детей прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.

Примерное содержание труда:

  • убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование для занятий;

  • поддерживать внешний вид кукол (приводить в порядок одежду, волосы);

  • стирать кукольное белье;

  • протирать, мыть легко моющие игрушки;

  • отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки, игрушки;

  • подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем;

  • расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте;

  • готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям и т.д.

В старшей группе труд обогащается по содержанию, становится систематическим, переходит в обязанности дежурных. Дети могут самостоятельно его организовывать, подбирать инвентарь, убирать после работы. Проявляют старательность, доброжелательность к сверстникам, достигают результата, умеют замечать непорядок и устранять его без напоминаний.

Примерное содержание труда в старшей группе:

  • содержать в порядке общие игрушки, настольные игры, пособия для занятий;

  • протирать мебель;

  • стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы;

  • мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака или полдника;

  • подметать пол, дорожку во дворе;

  • помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать пирожки, печенье и т.д.;

  • оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: помочь принести продукты, принести вещи и разложить их в шкафу на полочках ит.д.;

  • проявить заботу о младших детях (помочь одеться на прогулку, поиграть, рассмотреть вместе с малышом книжку и т.д.);

  • оказывать внимание и помощь взрослым и пожилым людям.

Труд детей в природе

Труд в природе – участие в уходе за растениями, животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, цветнике. Труд в природе важен для развития навыков, воспитания нравственных чувств, экологического образования.

В младшей группе Воспитатель привлекает внимание детей, поддерживает их интерес, организует наблюдения, организует труд с участием детей. Называет части растений, трудовые действия; расширяет и активизирует словарь детей. Объясняет необходимость ухода за растениями и животными.

Примерное содержание труда детей под руководством воспитателя:

  • поливать растения; протирать крупные листья;

  • сажать лук, крупные семена овощей; сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов;

  • кормить рыбок;

  • собирать урожай лука, редиса, фасоли;

  • убирать с клумбы или грядки высохшие растения;

  • подкармливать птиц;

  • собирать природный материал и т.д.

В средней группе – труд усложняется. Дети сами под контролем взрослого выполняют работу: поливают, выращивают зелень, собирают урожай и др. Дети осознают зависимость роста растений, поведения животных от качества ухода и ответственности за них. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность.

Примерное содержание труда детей:

  • поливать растения, протирать крупные листья, опрыскивать мелкие и хрупкие листья из пульверизатора;

  • рыхлить землю в вазонах специальными палочками;

  • кормить рыб, подкармливать птиц, других животных;

  • мыть кормушки, ракушки, камушки из аквариума;

  • высаживать лук в ящики;

  • поливать грядку, клумбу;

  • сеять крупные семена растений;

  • собирать природный материал;

  • собирать семена дикорастущих трав, ягоды;

  • убирать высохшие листья растений с грядки;

  • собирать урожай лука, редиса, моркови, фасоли, огурцов и т.д.

В старшей группе появляются объекты с более сложным уходом. Труд становится систематический, увеличен его объем. Дети опрыскивают комнатные растения, сметают пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю, подкармливают; высаживают рассаду; перезаряжают аквариум и др. Наблюдают, отмечают происходящие изменения, различают по характерным признакам, обнаруживают закономерности и связи между отдельными явлениями.

Примерное содержание труда детей:

  • посев зерна на зеленый корм птицам;

  • высадка лука, корнеплодов, петрушки, укропа в ящики;

  • черенкование растений;

  • высевание семян огурцов, помидоров, перца на рассаду;

  • высевание семян цветов на рассаду;

  • поливка грядок, саженцев;

  • обкапывать кусты, деревья, перекапывать землю под посадки и посевы;

  • мытье комнатных растений;

  • подготовка корма птицам;

  • мытье аквариума (стенки, камешки, ракушки, кормушки);

  • сбор урожая;

  • укрывание кустов многолетников листвой;

  • уборка сухой ботвы с грядок;

  • прополка, полив посевов;

  • окучивание растений на огороде и т.д.


Художественный и ручной труд

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

  • ремонт книг для малышей;

  • пришивание петель к новым полотенцам;

  • изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

  • ремонт коробок для настольно-печатных игр;

  • шитье кукольного постельного белья;

  • изготовление украшений к празднику для группы;

  • изготовление персонажей для настольного театра;

  • изготовление элементов костюмов к празднику;

  • плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

  • изготовление елочных украшений;

  • поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

  • изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

  • изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.


Формы организации труда


Поручения

Образовательная программа ДОУ рекомендует три формы организации труда в детском саду детей дошкольного возраста: трудовые поручения, дежурства и коллективный труд всей группы. Каждая из названных форм организации имеет свои особенности на разных ступенях дошкольного детства.
Чтобы выяснить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что понимать под трудовым поручением и в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.

Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.

Трудовые поручения необходимо отличать от обязанностей. И не только потому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой деятельности и положением ребенка в ней. Обязанность заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом проявить личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнить эту работу.

Однако, чтобы у ребенка появились эти обязанности, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволяет освоить содержание деятельности. Такая подготовка осуществляется посредством разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности. П.П.Кузовкова правильно подчеркивает, что индивидуальная деятельность ребенка – отправной момент для формирования самостоятельности (в совместной деятельности).
Особенно важны поручения на шестом году жизни ребенка, когда проис-

ходит активная подготовка к несению трудовых обязанностей – ведь с самого начала года дети участвуют в трех видах дежурств. Это очень серьезный труд, требующий определенной предварительной подготовки с младшей группы. В старшей группе, если ребята не умеют правильно дежурить, это сигнал к тому, что педагог нецеленаправленно привлекал воспитанников к выполнению поручений на ранних ступенях дошкольного возраста.

Таким образом, поручения и обязанности тесно взаимосвязаны.
Придавая большое значение в трудовом воспитании коллективным формам организации трудовой деятельности. Н.К.Крупская справедливо подчеркивала, что к ним ведет постепенная работа детей вдвоем, втроем, вчетвером, что перед детьми сначала необходимо ставить небольшие, посильные цели, постепенно, шаг за шагом усложняя их. Своеобразную оценку поручения дал А.С.Макаренко, он подчеркивал, что поручения приучают к ответственности, исполнительности, добросовестному отношению к делу.

В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже – поручения маленьким группам. Последний вид открывает перед воспитателем большие перспективы: посредствам различных поручений формировать и закреплять у детей трудовые умения и навыки. Ведь научить одного-двух легче, чем целую группу детей. Кроме того, более удобен и возможен тщательный контроль в плане: что затрудняет ребенка, где необходим дополнительный показ, помощь, совет. Иными словами: в процессе индивидуального труда педагог имеет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, тем самым формируя у одного – трудовые навыки, у другого – положительное отношение к деятельности, некоторые нравственно-волевые качества.
Поручения весьма многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные, индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки детей к несению обязанностей) длительные поручения, когда ребенок несет ответственность за какую-то работу на определенный срок (день, два, три).

Известно, что на младших ступенях дошкольного возраста трудовая деятельность часто переплетается с игрой и порой трудно увидеть, уловить эту границу. И в этом плане поручения помогут воспитателю. Ведь даже самые элементарные поручения (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат в себе игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознать, что он выполняет задание взрослого. В сознании ребенка постепенно начинает выделяться труд с некоторыми присущими ему особенностями, одна из которых – необходимость достижения результата. У него постепенно сформируется ответственность за полученное дело, умение доводить начатое дело до конца. Малыш научится прилагать волевые и трудовые усилия для достижения результата.

В практике воспитания поручения чаще организуются как в первую половину дня – в утренние часы, до завтрака, так и во вторую половину –после дневного сна.

Выполнять простые и посильные поручения дети могут уже с 1,5–2 лет. Доступные задания («Пойди посмотри, какой домик построил Коля», «Посади куклу на стул», «Дай Вове мяч»), содержащие определенные указания воспитателя, внесут в детское поведение целенаправленность, приучат к послушанию, умению выполнять требования взрослого.

Для младшей группы характерны поручения индивидуального характера (здесь не предусмотрено дежурство). Наблюдения показали: при активной организации почти каждый малыш в течение дня выполняет менее 2-3 поручение воспитателя. Например, Вася по просьбе воспитателя убрал в шкаф забытую обувь; Миша поднял Ирине носки и положил их на место; он же помог вынести на участок ведерко с совками, собрал игрушки перед уходом с прогулки; Вера раздала карандаши для рисования, смела песок с лавочки, полила цветы; Андрей собрал строительный материал перед уходом на прогулку, налил свежую воду канарейке, раздал тарелки во время полдника.

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам; для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

В средней группе посредством поручений педагог активно готовит детей к предстоящим дежурствам на занятиях ( вводится во второй половине года второй младшей группы по столовой и со средней группы по занятию). Кроме того, детей привлекают к разным поручениям: в уголке природы, в зоне художественного творчества детей, в игровом уголке и т.д.

В старших группах поручения не теряют своей значимости. Особое место начинают занимать поручения – задания, отсроченные по времени с целью получения конкретного результата. Практикуются поручения общественно-направленного характера: помощь младшим, сотрудникам детского сада.

Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности дошкольников во всех группах дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к участию в посильном труде.
Образовательная программа ДОУ содержит примерный перечень поручений для каждой дошкольной ступени. Содержание поручений постепенно усложняется, а вместе с ним усложняется и требования к самостоятельному и качественному их выполнению.

Назначение поручений – оказать воспитательское воздействие на ребенка. В связи с этим поручения всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу. Так, Оля и Женя не знают, чем заняться и воспитатель предлагает: «Оля возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети не садились на снег», а Жени дает вожжи и просит: «Спроси Антона, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки?». С помощью поручений педагог может отвлечь детей от нежелательного занятия и занять полезным делом. Опыт работы с детьми показывают, что выбор того или иного поручения зависит от воспитателя, от условий жизни детей в группе, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении.

Отбор содержания поручений должен осуществляться с учетом всех педагогических принципов организации труда, педагогической целесообразности, посильности, доступности, а также способов действий, их количества и сложности, т.е. от того, что оказывает воздействие на достижение конечного результата. Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить в зависимости от возраста ребенка, его умений и готовности справиться с полученным делом. К примеру, воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными карандашами. Чтобы выполнить это поручение, ребенок должен совершить четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Довольно простое поручение по своему содержанию и действию посильное любому дошкольнику. Но если ему предлагают выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, а затем раздать их, то здесь уже требуются усилия и больше способов действия, которые сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан). Кроме того, необходимы определенные знания: какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя – они не заточены. Это вызывает у детей, особенно младшего дошкольного возраста, трудности. И в этом случае к воспитателю обращаются с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» естественно, в такой ситуации результат будет достигнут несколько позднее. Учитывая некоторые особенности поручений, как количество действий, способ их выполнения, время достижения результата, их можно сгруппировать на три группы. Это позволит лучше увидеть специфические воспитательные задачи, которые можно ставить и решать через разные по содержанию трудовые поручения.

К первой группе относятся поручения, связанные с выполнением одного действия: подай, принеси, отодвинь, подними. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью устранить беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили).

Вторую группу составляют поручения, содержащие в себе несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности: помыть клетку, накормить птиц.

К третьей группе следует отнести поручения, результаты которых получаются не сразу: посадить лук, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д. Такие поручения связаны с приложением усилий памяти, знанием некоторых временных понятий (утром, когда приходить в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой). Для детей 3–4 лет поручения такого содержания представляют большую трудность, они забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со стороны взрослых. Подобные поручения полезны, ценны в старших и подготовительных группах.

В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого результата. Такого рода поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, попросить корм для животных, передать медицинской сестре сведения о количестве детей в группе.

Поручения такого рода не требуют от детей особых мускульных усилий. Здесь ставится задача другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка детского сада.

Старшие дошкольники (5–7 лет) с удовольствием выполняют такого рода поручения. А вот для младших такие задания представляют определенную сложность. Их выполнения затрудняются не только своеобразием задачи, но и тем, что результат труда не выступает наглядно. Но это не означает, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего возраста. Целесообразно вначале давать поручения более активным детям: покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород. При этом воспитатель показывает образец выполнения трудового действия и контролирует выполнение действий ребенком.

Таким образом, зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возможности каждого ребенка, можно целенаправленно организовать обучение детей тому, что они еще не умеют делать, сформировать необходимые умения и навыки или изменить отношение к работе.

Дежурства

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату. Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание трудиться ради других, проявлять заботливое отношение ко взрослым, к своим товарищам, к животному и растительному миру.

Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота детей о других. Данная форма организации труда способствует развитию у детей ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе (дежурство по столовой) в конце второго полугодия.

Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. Постепенно дети осваивают умение согласовывать свои действия, учатся договариваться, распределять трудовые обязанности.

В процессе дежурства младших дошкольников по столовой воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивает старательность ребенка, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Количество дежурных равно количеству обслуживаемых столов. Дети младшего дошкольного возраста дежурят только перед завтраком.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Старшие дошкольники регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. При оценке качества работы дежурных воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.

Организация дежурства по столовой старших дошкольников несколько иное. Дежурят по столовой двое, распределив между собой обязанности. Варианты назначения дежурных разные: по симпатиям детей; девочка с мальчиком; умеет – не умеет; активный- пассивный; быстрый – медленный и т.д.

Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Детям на первых порах следует помогать, напоминать им, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Оно должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе оформляется стенд, где отмечаются дети-дежурные. Информация должна быть понятна детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного рода дежурства превращаются в контроль одних детей за поведением других, что наносит вред моральному развитию дошкольников, ибо утрачивается основной смысл дежурств – забота о других. Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.


Общий, совместный коллективный труд

В младших группах коллективный труд как форма организация детей не используется воспитателями, так как дети еще не имеют прочных трудовых навыков в том или ином виде труда. Кроме того труд младшего дошкольника по форме объединения похож на «труд рядом». Ребенок охотно принимает задание от взрослого и выполняет под его руководством и пока он осваивает трудовые операции, ему не нужен партнер. В средней группе по мере совершенствования навыков и умений дети уже способны объединиться в «общий труд» (4-6 человек), где есть общая цель и конкретное задание для каждого члена коллектива и где каждый отвечает за свою работу перед педагогом.

В старшей группе детям предоставляется большая самостоятельность в процессе трудовой деятельности. Дети начинают трудиться коллективно. Например, воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7 и больше. Каждый из детей получает конкретное зада­ние.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился и вместе выполнили общую работу. Это наиболее простое объеди­нение, здесь подводится общий итог трудовой деятельности команды. При этом следует учитывать возможности и уровень навыков каждого ребенка, предусмотреть объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» и «общего труда» к «совместному труду». (Р.С.Буре).

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми трудовыми навыками, педагог начинает переходить к более сложным за­дачам – формировать у детей навыки сотрудничества, воспитывать умение

трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей (Р.С.Буре). В дошкольном образовательном учреждении чаще используют два вида кол­лективного труда: труд «общий» и труд «совместный». При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что педагог и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Воспитатель в первую очередь заботится о фор­мировании навыков сотрудничества, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. В процессе распределения труда он решает не­сколько задач:

  • учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем;

  • организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;

  • продумывает объединение детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с неумелым – умелый и т.д.;

  • учитывает интересы детей и мотивы выбора той или иной работы: есть более и менее интересные дела с точки зрения ребенка. Один предпочитает ту работу, навыками выполнения ко­торой он владеют в большей степени; другого привлекает в труде новизна и он стремится получить это за­дание; третьего пугает сложность какого-либо задания, и он отказываются его выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта между ними могут возникать споры и конфликты.

Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель объясняет о том, почему он дает именно такое задание конкретному ребенку. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять.

Важно научить детей учитывать интересы друг друга, усту­пать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей подгруппы. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность. Если дети не способны справедливо распределить трудовые обязанности, воспитатель может дать совет или предложить другую форму справедливого распределения – жребий. Детей следует приучать к самостоятельности. Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, почему надо согласовывать свои жела­ния с желаниями других детей, в каких случаях необходимо уступить, сдержать свои желания. Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от непосредственного разрешения возникающих конфликтных ситуаций, он переходит к иным приемам руководства: контроли­рует, напоминает, обсуждает с детьми, насколько справедливы они были друг к другу, в процессе распределения трудовых заданий, каким образом они сумели договориться и т.д.

В старшей и подготовительной к школе группах организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность пред­ставляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты пли участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

  • объединять всех детей можно только после того, как они при­обретут

необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

  • целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает ку­кольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вска­пывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет из­вестные трудности.

Можно организовать в группе «мастерскую доб­рых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», по­ступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол. Такая мастерская ра­ботает в часы, предназначенные для коллективной работы.

Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактиче­ски решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педа­гог осуществляет большую воспитательную работу: способству­ет проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоот­ношения и т. д.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ушкова Светлана Владимировна

Дата: 20.11.2019

Номер свидетельства: 527870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для воспитателей "Организация экскурсий и целевых прогулок в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(89) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-orghanizatsiia-ekskursii-i-tsielievykh-proghulok-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "249635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446926987"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-pozitivnykh-ustanovok-k-razlichnym-vidam-truda-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "169506"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423415133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Консультация для педагогов "Модель планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования""
    ["seo_title"] => string(133) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-modiel-planirovaniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308474"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458583737"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Консультация для родителей «Развитие детского творчества»"
    ["seo_title"] => string(58) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_detskogo_tvorchestva"
    ["file_id"] => string(6) "534339"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578077911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Консультация для родителей Тема:"Основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования""
    ["seo_title"] => string(152) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-tiema-osnovnyie-polozhieniia-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "249969"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446998067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства