Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей старших групп: ФЭМП в режимных моментах.»
Письменная консультация учителя-дефектолога для воспитателей старших групп..
Познавательное развитие ребёнка.
ФЭМП в режимных моментах.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает утомление. Одной из характеристик воспитания детей дошкольного возраста является его динамичность, поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной – на зрительную, кинестетическую. Педагоги должны использовать все виды деятельности для закрепления у детей математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет - на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений.
Широко используются возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных. Игры позволяют организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.
Процесс развития логических приемов мышления представляет целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований:
непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей);
усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе;
оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е. субъект-субъектные отношения.
Обучение с использованием игровых приемов строится в соответствии с общедидактическими принципами:
активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса);
последовательности (от простого к сложному);
посильности и доступности (обучение должно осуществляться на верхних уровнях способностей и сил, чтобы процесс изучения математики представлял для них достаточную, но преодолимую трудность, и весь предложенный материал и методы его объяснения должны быть доступны по содержанию);
прочности;
наглядности;
«опережающих знаний» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»);
Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием познавательных интересов, умением проявлять волевые усилия в процессе решения обучающих задач.