Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр»»
Консультация для воспитателей
«Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр»
Всем хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, чем в общении со взрослыми.
Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.
Нередко, однако, приходится убеждаться в том, что часть детей дошкольного возраста не умеет играть, у них плохо развита речь. Одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности. Другая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не научились налаживать с ними взаимоотношения. Игра таких детей индивидуальна.
Поэтому в работе воспитателей необходимо расширять применение всех общепризнанных игр. Особое внимание при этом следует уделять так называемым речевым играм: уметь использовать для развития коммуникативных способностей детей, расширения их активного словаря, для практического усвоения функций словоизменения и словообразования, для формирования связного высказывания и т.д.
К речевым играм следует отнести: подвижные игры с речевым сопровождением, русские народные игры, игры хороводные, дидактические, шуточные, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры - потешки с пальчиками и др.
На индивидуальных занятиях по развитию речи взрослый чаще всего выступает в роли организатора игры, так как может исполнить главную роль в игре, объяснить постановку правил поведения в игре; дать совет, напоминание, создавать воображаемые ситуации. В свою очередь дети станут разнообразнее и сложнее выбирать сюжеты игр, комбинировать события и роли.
На индивидуальных занятиях используются разнообразные формы работы, методы и приёмы с детьми. Рассматривание с детьми иллюстраций, серий картинок, беседы по их содержанию, играя в игры и обогащая, и расширяя активный словарь - «предметов, действий и признаков», разговаривая с ними о прочитанном, тем самым усиливается интерес к сюжетно-ролевым играм.
Одним из приёмов в индивидуальной работе является создание специальных ситуаций, в которых отрабатываются диалоги игры, задаются детям вопросы, разговаривают с ними, как с действующими лицами, и таким образом, заставляют их задуматься, найти нужный ответ, связно и понятно для окружающих выразить свои мысли. С помощью слова ребенок создает образ, разыгрывает свою роль, подражая поступкам, действиям изображаемых людей.
В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей, на развитие связной речи. Происходит формирование речевой коммуникативной компетентности дошкольников, которая реализуется в различных видах деятельности. В том числе и в игровой, в процессе которой дети реализуют полученные речевые навыки и умения опираясь на накопленные знания.
Результатом такой работы будут выявлены положительные изменения: повышение интереса к игровым уголкам, улучшение эмоционального настроения в коллективе, содержательнее станут сюжетно - ролевые игры между детьми, речевая активность детей возрастёт, т.к. всё чаще дети вступают в разговор, поддерживают беседу, делятся своими переживаниями.