Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста"»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья»
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Педагогический проект
Исполнитель:
Карпова Анна Александровна,
Воспитатель МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка»,
г.Мариинск
2020
Содержание
1.Аннотация проекта…………………………………………………………….3
2. Описание проекта……………………………………………………………..4
2.1. Название проекта……………………………………………………….4
2.2. Постановка проблемы………………………………………………….4
2.3. Цели и задачи проекта…………………………………………………5
2.4. Описание проекта………………………………………………………5
2.5. Рабочий план реализации проекта……………………………………7
2.6. Оценка результатов…………………………………………………….11
2.7. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………11
2.8. Источники исходных данных о проекте……………………………..12
3. Приложения
Аннотация проекта
Педагогический проект «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста» разработан воспитателем МАДОУ «2-Пристанского детского сада «Полянка» Карповой Анной Александровной.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Деятельность проекта рассчитана на один год – с сентября 2019г. по май 2020г.
Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников в:
повышении качества патриотического воспитания детей;
систематизации накопленного в образовательном учреждении педагогического опыта по патриотическому воспитанию, социализации дошкольников;
создании единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации.
Целью проекта является воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи.
В настоящее время эта работа актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания и др.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, разнообразных форм работы с родителями – все это создаст условия для патриотического воспитания детей.
Результатами проекта должны стать:
- профессиональная компетентность педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания;
- сформированные патриотические чувства у детей;
- тесная взаимосвязь семьи и педагогического коллектива дошкольного учреждения в формировании патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
3
Описание проекта
2.1.Название проекта
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2.2. Постановка проблемы
Молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения анкетирование, показало:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
40% родителей затрудняются в знании истории города, края;
20% родителей не знают историю города и края.
На основе изучения работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей мы выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия, найти новые формы работы с родителями.
4
2.3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи.
Задачи:
Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
Формировать патриотические чувства у детей;
Определить и применить новые формы работы взаимодействия семьи и педагогического коллектива ДОУ в формировании патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
2.4. Описание проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы «2-Пристанскогодетского сада «Полянка» с детьми в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами - в условиях проведения активной методической работы.
Настоящий проект рассчитан на один год с сентября 2019г. по май 2020г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Правовой основой взаимодействия дошкольного учреждения с родителями являются документы международного права:
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Семейный кодекс.
«Закон об образовании»
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённая Правительством РФ от 16.02.2001 г.
Национальная доктрина образования в Российской федерации.
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2019г).
Работа на данном этапе предполагает изучение научно-педагогической литературы по проблеме, создание условий для организации игровой среды по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление знаний родителей, проведение мониторинга детей на начальном этапе реализации проекта.
5
На практическом этапе (ноябрь2019г-март 2020г) разработана и реализована совместная деятельность детей и такие формы работы с родителями, как:
- традиционные (круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина, экскурсии совместно с родителями, семинары-практикумы, детские праздники);
- инновационные (взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках музейной педагогики, организация клуба для родителей «Счастливая семья», лекторий для родителей, взаимодействие с семейными группами детского сада, творческие конкурсы с детьми и родителями).
Итоговый (апрель-май 2020г). На этапе завершения подводятся итоги проделанной работы (анкетирование родителей, мониторинг детей подготовительной группы).
Ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения проекта:
Учебно-методическое: произведения художественной литературы, специальная литература, плакаты, раскраски, картины по патриотическому воспитанию, конспекты занятий, сценарии праздников.
Наблюдение и мониторинг детей по патриотическому воспитанию.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
4.
01.09.19г-
20.09.19г
Создание условий для организации игровой среды по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
группы
Воспита-
тели
5.
21.09.19г
Заседание круглого стола с родителями «Воспитать патриота и гражданина».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
6.
22.09.19г
Оформление информационного стенда «Растем вместе с Кузбассом».
Холл д/с
Воспита-
тели
7.
26.09.19г
Анкетирование родителей «Готовность к работе по патриотическому воспитанию».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
8.
03.10.19г
Знакомство дошкольников с историей возникновения города.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
9.
07.10.19г
Беседа с детьми «Что такое патриотизм».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
10.
18.10.19г
Экскурсия в краеведческий музей
Краевед.
музей
Воспита-
тели
11.
05.10.19г,
21.10.19г
Участие педагогов в методических объединениях ДОУ, с целью повышения профессиональной компетентности по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
методкабинет
Ст.воспитатель
12.
03.10.19г-
20.10.19г
Создание мини-музея в группе «Моя малая Родина».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
13.
25.10.19г
Организация клуба для родителей «Счастливая семья».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
14.
03.11.19г-
09.11.19г
Создание альбома «История города».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
15.
10.11.19г
Экскурсия к памятным местам города.
Воспита-
тели
16.
10.11.19г-
15.11.19г
Создание символики детского сада и группы.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
17.
17.11.19г
Фотовыставка «Самое красивое место в нашем городе».
Воспита-
тели
18.
22.11.19г
Лекторий для родителей.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
19.
23.11.19г
Консультация для родителей семейных групп в рамках патриотического воспитания.
Подготов.
группа
Воспита-
тели, ст. воспитатель
20.
08.11.19г,
16.11.19г,
24.11.19г
Вовлечение родителей в образовательный процесс по ознакомлению с городом, проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…»
Подготов.
группа
Воспита-
тели
21.
30.11.19г
Творческий конкурс с родителями.
Подготов.
группа
Воспита-
тели, муз.руководитель
22.
05.12.19г
Целевая прогулка на центральную площадь.
Воспита-
тели
23.
09.12.19г
Беседа « История Кузбасса».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
24.
05.12.19г-
20.12.19г
Подбор фотографий для журнала «С чего начинается Родина».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
25.
13.12.19г
Тематическая беседа «Семейные реликвии».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
26.
16.12.19г
Заседание круглого стола для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
27.
21.12.19г
Педагогический совет: «Формы и приемы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по патриотическому воспитанию детей».
методкабинет
Ст.воспитатель
28.
23.12.19г
Семинар-практикум для родителей по изготовлению атрибутов к празднику.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
29.
28.12.19г
Показ видеофильма для родителей «Один день из жизни группы».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
30.
12.01.20г
16.01.120г
Занятие о том, как горожане чтят память о знаменитых людях города.
Тематическая выставка:
"Мы живем в России".
Подготов.
группа
холл д/с
Воспита-
тели
Воспита-
тели
32.
16.01.20г-23.01.20г
Подготовка к празднику «Пришла Коляда-отворяй ворота».
Подготов.
группа
Воспита-
тели, муз.руков.
33.
20.01.20г
Заседание клуба для родителей «Счастливая семья».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
34.
27.01.20г
Проведение праздника совместно с родителями «Пришла Коляда-отворяй ворота».
Подготов.
группа
Воспита-
тели, муз.руков.
35.
09.01.20г-
23.01.20г
Привлечение родителей в подборе коллекции значков, медалей, марок, открыток для мини-музея.
Воспита-
тели
36.
26.01.20г
Лекторий для родителей.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
37.
02.02.20г
Занятие на тему «Есть такая профессия – Родину защищать».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
38.
10.02.20г
Тематический вечер «Волшебные ленты дорог»-познакомить с памятниками защитникам Отечества.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
39.
13.02.20г
Выставка детских рисунков «Защитники Отечества».
Холл д/с
Воспита-
тели
40.
06.02.20г-
15.02.20г
Изготовление и оформление книжек-раскладушек «Герои наших дней».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
41.
13.02.20г-
20.02.20г
Совместная работа с родителями -организация выставки детских работ военно-патриотической тематики.
Холл д/с
Воспита-
тели
42.
22.02.20г
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.
Подготов.
группа
Воспита-
тели, муз. руковод.
43.
29.02.20г
Творческий конкурс «Как я знаю историю Кузбасса».
Подготов.
группа
Воспита-
тели, муз. руковод.
44.
02.03.20г
Экскурсия в сквер Мартовского восстания.
Воспита-
тели
45.
05.03.20г-
16.03.20г
Пополнение коллекцией мини-музея.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
46.
15.03.20г
Выпуск журнала «Знаменитые земляки нашего города».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
47.
19.03.20г
Заседание клуба «Счастливая семья».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
48.
06.03.20г
Проведение народных праздников в стиле народных традиций (Масленица).
Подготов.
группа
Воспита-
тели, муз. руковод.
49.
21.03.20г
Семинар-практикум «Традиции и обычаи русского народа».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
50.
28.03.20г
Конкурс семейных газет «Любимые места родного города».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
51.
10.04.20г
Просмотр иллюстративного материала о подвигах детей в годы ВОВ. Создание выставки.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
52.
16.04.20г
Галерея детского творчества «Мой край родной».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
53.
20.04.20г
Презентация коллекций из семейных мини-музеев.
Подготов.
группа
Родители
54.
23.04.20г
Заседание клуба «Счастливая семья».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
55.
27.04.20г
Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание».
Подготов.
группа
Воспита-
тели
56.
04.05.20г-
25.05.20г
Мониторинг детей старшего д/в.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
57.
07.05.20г-
18.05.20г
Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
58.
21.05.20г-
24.05.20г
Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материала.
Методкабинет
Воспита-
тели
59.
25.05.20г
Разработка и проведение круглого стола по итогам реализации проекта.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
60.
29.05.20г
Презентация проекта.
Подготов.
группа
Воспита-
тели
10
Оценка результатов
С целью определения результативности работы проекта «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста», было проведено повторное анкетирование родителей, которое выявило значительную динамику.
Анализ анкет показал высокий уровень знаний родителей по заданным вопросам, выявление интереса к данной проблеме.
Мониторинг патриотического воспитания дошкольников по М. Ю. Новицкой включал в себя следующие разделы:
- Родная страна
- Символика
- История народной культуры и традиций
- Историко- географический и природный компоненты
- Личностный компонент.
Рост познавательной активности детей повысился на 32 %
2.7. Дальнейшее развитие проекта
В результате проделанной нами работы и опираясь на результаты, возникла идея о создании долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
2 блок «Детский сад – мой второй дом»
3 блок «Родной свой край люби и знай!
4 блок «Россия – Родина моя»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.
11
Источники исходных данных о проекте
1. Вишневская, В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Текст]: учебное пособие/ В.Н. Вишневская. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 64с.
2. Волчанская, Т.В. Дети дошкольного возраста в пространстве культуры [Текст]: учебное пособие / Т.В. Волчанская. - Просвещение РОСМЭН, 2004. – 98с.
3. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» [Текст]: учебное пособие/ Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. – 90с.
4. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]: учебное пособие / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.-87с.
5. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников[Текст]: учебное пособие / Н.Г. Зеленова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 128с.
6. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.С. Киселева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. -64с.
7. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: учебно-методическое пособие. / О.Л. Князева. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 196с.
8. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка - Пресс, 2003. – 128с./
9. Царенко, Л.Ф. Родина наша – колыбель героев [Текст]: учебное пособие / Л.Ф.Царенко. – Курск, 1994. – 22с.
10. Шаламова, Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]: учебное пособие / Е.И. Шаламова.– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 94с.