Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Взаимодействие родителей дошкольников и ДОУ в формировании нравственно-патриотических чувств у детей"»
Патриотическое нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной проблемой.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится о том, что в период смены жизненных ориентиров происходят утрата ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Задачи воспитания у детей любви к Родине в настоящее время пересмотрены, они строятся на общечеловеческих ценностях: любви к близким людям, привязанности к семье, любви к природе, сохранение и умножение ее богатства, воспитание уважения к человеку-труженику, защитникам Отечества, воспитании в духе мира, приобщение к русской народной культуре.
Среди родителей имеется часто искаженное представление о патриотическом воспитании: некоторые из них считают, что речь идет о подготовке к службе в армии, военизированном воспитании. Также бытует мнение, что патриотическое воспитание имеет ярко выраженный социально – политический характер, и взрослые порой недооценивают его значение и считают: в дошкольном возрасте еще рано говорить об этом.
Безусловно, начинать решение задач патриотического воспитания необходимо еще в младшем дошкольном возрасте при тесном взаимодействии родителей, детей и педагогов. Эту работу нужно вести планомерно, в единстве семьи и ДОУ, с учетом таких психологических особенностей младших дошкольников, как эмоциональность, впечатлительность, подражательность, отсутствие жизненного опыта.
Поэтому в этом возрасте решаются задачи, направленные на знакомство с народным фольклором: потешками, песенками, сказками.
Через фольклор идет приобщение ребенка к русской народной культуре. Важно использовать все виды фольклора в работе с маленькими детьми, в формировании культурно-гигиенических навыков. Далеко не каждый родитель может грамотно отнестись к проблеме раннего патриотического воспитания, поэтому следует вести работу с семьями младших дошкольников – индивидуальные беседы, папки – передвижки и консультации, привлечению к участию в фотовыставках, в совместных выставках рисунков, поделок. Важно, чтобы в окружении младших дошкольников – в быту, в игрушках присутствовали предметы народных мастеров – свистульки, деревянные ложки, матрешки, волчки, книжки со сказками.
Уже с младшего дошкольного возраста формируется у детей любовь, привязанность к родному дому. Если ребенку будет эмоционально комфортно в родном доме, он будет знать, что его ждут, ему рады, ему дома интересно, он будет туда стремиться. Условиями формирования любви и привязанности у детей к родному дому будут знание родителями своего ребенка. Так как в первые годы создания, семьи происходит становление родителей как педагогов, очень важно передать молодым родителям необходимые знания о том, как установить правильный контакт с ребенком, как организовать интересную и содержательную деятельность в семье, обратить внимание на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
На реализацию оказания квалифицированной помощи родителям разрабатываются программы, которые включают циклы занятий с родителями. Общение с родителями строится на основе диалога, учета их потребностей в знаниях. Для обсуждения можно предложить следующие темы:
«Учиться понимать ребенка»,
«Чем и как занять ребенка дома»,
«Как общаться с ребенком»,
«Методы воспитания в семье».
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста сводится к реализации первой задачи воспитания — любви и уважения к близким людям, воспитания привязанности к родному дому. Следовательно, у родителей необходимо формировать отношение к дошкольному детству как к важному и уникальному периоду развития личности будущего гражданина России.
Родной дом, родная улица. Их невозможно представить без родной природы.
Поэтому второй задачей патриотического воспитания с раннего детства можно считать воспитание любви к природе.
- сначала ближайшего окружения, затем
- с возрастом детей, задачи воспитания любви к природе, становятся более емкими: это развитие познавательного интереса к природе, знание особенностей природы родного края и природы России, воспитания бережливого отношения к природе.
Природа –это один из факторов народной педагогики. В родительский уголок можно подобрать пословицы, поговорки, оформить приметы.
Привлечь родителей к совместным наблюдениям с детьми, к выставкам фотографий, рисунков, поделок, книжек – малышек; вместе с родителями можно подбирать иллюстрированный материал по теме: следует вести просветительскую работу среди родителей о проблемах природы родного края и России.
Знакомство с родным краем, воспитание любви к родному селу, поселку, городу невозможно без целевых прогулок, экскурсий, посещения музеев, достопримечательностей, поэтому решая данную задачу, работу намечаем, прорабатываем программу вместе с родителями, вовлекая родителей в образовательный процесс по изучению родного края.
У старших дошкольников, кроме перечисленных задач патриотического воспитания, формируем основы гражданственности, ответственности за судьбу Отчизны, готовность работать и приносить пользу другим людям, а значит, и всей стране, готовность защищать свою Родину.
Родители здесь также активные участники в значимом для них процессе нравственно - патриотического воспитания. В старшем дошкольном возрасте более эффективен проектный метод. Этот метод считается наиболее емким, приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта.
Темы проектов могут быть самыми разными. Например:
Воспитатели и весь педагогический коллектив оказывает родителям педагогическую поддержку и помощь в виде консультаций, бесед, встреч с интересными людьми, через совместные праздники и экскурсии, совместные выставки, конкурсы, турпоходы, совместные познавательные игры, создание мини – музеев в группе, в ДОУ.