Как научить ребенка - дошкольника самостоятельно мыслить, развить у него интерес к знаниям, пыливость ума. Обо всем этом, уважаемые родители, вы узнаете из консультации учителя - логопеда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Игровая школа мышления"»
Консультация учителя – логопеда
для родителей
«Игровая школа мышления»
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Сможет ли он учиться легко, с интересом и желанием? Вот почему в этом возрасте так важно научить ребенка мыслить, развить интерес к знаниям, способность учиться. Механическое запоминание разнообразной информации, отрывочной и хаотичной, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления дошкольника. В. А. Сухомлинский писал: « ...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний... - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику. В возрасте 5 – 7 лет появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Когда дошкольника побуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач.
Необходимо проводить с ребенком разнообразные игры по развитию речи и логического мышления. Игра является ведущим видом деятельности ребенка. Именно в игре дети получают четкие представления о предметах и их свойствах, упражняются в составлении рассказов, учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать умозаключения.
Для развития речи и мышления ребенка есть многочисленные игры. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге в магазин, готовя обед, гуляя на улице. Предлагаем вам несколько таких игр.
Игра «4-й лишний»
Взрослый называет четыре слова, одно из которых не подходит к остальным по смыслу. Ребенок должен выделить его и объяснить свой выбор.
Лимон, одуванчик, апельсин, солнце.
Варианты ответа:
1) апельсин, т.к. он оранжевый, а все остальное – желтое;
2) лимон, т.к. он овальный, а все остальное – круглое.
3) солнце, т.к. оно не растет, а все остальное растет.
Если вы попросите ребенка исключить слово по цвету, то правильный вариант первый, по форме – второй, а если даете ребенку возможность проявить «мыслительное творчество» и не ограничиваете его фантазию, то это может быть любой из вариантов.
Игра «Кто кем будет?»
Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)? яйцо, мальчик, семечка, гусеница, мука, ткань. При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из муки может быть хлеб, ватрушка, блинчик. Из яйца может быть птенец, крокодил, змея и даже яичница.
, ,
Игра «Что бывает?»
Ребенок должен сказать, что бывает широким, узким, сладким, толстым, горьким…
Например: «Что бывает сладким?» (конфеты, мороженое, шоколадка, арбуз)
Игра «Узнай предмет»
1. По признакам:
Рыжая, хитрая, проворная,…
Круглый, оранжевый, сладкий…
2. По действиям:
Бегает, охраняет, лает…
Ходит, клюет, кукарекает…
3. По частям:
Ножки, спинка, сиденье…
Колеса, кузов, кабина…
Крылья, хвост, двигатель…
Игра «Кто самый?»
«Кто самый сильный?» (тигр, волк, заяц, мышь, слон)
«Что быстрее?» (самолет, поезд, машина, пароход)
«Что тяжелее?» (воздушный шар, мяч, гиря, яблоко)
Игра «Три слова»
Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее придумать несколько предложений так, чтобы в них входили эти три слова, а вместе предложения составляли бы связный рассказ.
Играйте с детьми! И тогда Ваш ребенок научится сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, умозаключения, находить закономерности и зависимости, замечать главное и второстепенное, недостатки и ошибки, предвидеть результаты своих действий.