Консультация «как используются потешки в воспитательно – образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Консультация «как используются потешки в воспитательно – образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Ребёнок младшего дошкольного возраста может прийти в детский сад с плохим настроением и не только в период адаптации. Разобраться в причинах плохого настроения, отвлечь, успокоить ребёнка — вот основная задача воспитателя. В подобной ситуации, как и прежде актуальны пальчиковые игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «как используются потешки в воспитательно – образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«КАК ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОТЕШКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ребёнок младшего дошкольного возраста может прийти в детский сад с плохим настроением и не только в период адаптации. Разобраться в причинах плохого настроения, отвлечь, успокоить ребёнка — вот основная задача воспитателя. В подобной ситуации, как и прежде актуальны пальчиковые игры.
Дети с удовольствием рассматривают свои пальчики, играют с ними, идёт на контакт с воспитателем. Прислушиваясь к словам потешки, детки веселеют, начинают внимательно смотреть на воспитателя, пытаются повторить слова. Пальчиковых игр большое количество, приведу ниже наиболее полюбившиеся детям потешки:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки,
Вот вам хлеб и ложки.
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
С помощью потешки можно побуждать детей к движениям. Дети очень хорошо чувствуют ритм потешки. Если потешка спокойная, мелодичная, детки двигаются тихо, иногда на носочках. Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создает радостное настроение, на пример: Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, также прибегаем к потешкам.
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у них желания есть, можно проговорить следующую потешку:
Травка — муравка со сна поднялась,
Птица — синица за зерно взялась,
Зайка — за капустку,
Мышки — за корку,
Детки — за молочко!
Не все дети охотно ложаться в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении, в период адаптации или после длительной болезни. Здесь помогает потешка про сон:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят — поспят, Всему миру спать велят.
Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются:
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая Маша чернобровая.
Вот они — сапожки,
Этот — с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Этот-с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот как хорошо!
Очень хорошо использовать потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, дети повторяют: «Баю — бающки — баю». Во время кормления кукол дети приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!». Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у ребят чувство сопереживания сверстникам. Девочки, успокаивая друг — друга, говорят: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Малыши играют, пытаются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки, повторяют интонации, мимику педагога: хмурятся или, наоборот, улыбаются. Потешки с куклой: Ой ты, сынок, Медовый сахарок, Румяный пирожок, Березовый душок. (Подбрасываем куклу вверх, опускаем на колени) Дыбочек, дыбок, Скоро Ванечке годок! (кормим куклу) Воспитатель напевает колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Воспитатель нахваливает куколку — детки складывают ручки лодочкой, смотрят на куколку с восхищением.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопится опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, можно подбирать более сложный материал для развлечения ребят. В развлечении «Здравствуй, солнышко» дети произносят слова:
Дождик, дождик, Полно лить,
Малых детушек мочить.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия: Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски — используется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой — грамотное использование фольклорного материала. При использовании народных подвижных игр необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.