Консультация: "Концепция и основные составляющие здорового образа жизни".
Консультация: "Концепция и основные составляющие здорового образа жизни".
Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.
Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.
К показателям производственно-трудовой деятельности относятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального мастерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, инициативность и т.д.
Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на домашние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.
Медицинская активность — это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т.д.
К показателям медицинской активности относятся: санитарная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация: "Концепция и основные составляющие здорового образа жизни".»
Концепция и основные составляющие здорового образа жизни.
Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.
Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.
К показателям производственно-трудовой деятельности относятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального мастерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, инициативность и т.д.
Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на домашние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.
Медицинская активность — это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т.д.
К показателям медицинской активности относятся: санитарная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью.
Перечислим ряд понятий, тесно связанных с понятием образа жизни.
Условия жизни — условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т.д.).
Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это — количественные показатели условий жизни. Уровень жизни определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.
Уклад жизни — порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.
Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.
Качество жизни — качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).
Задача социального работника в конечном итоге состоит в помощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.
Концепция здорового образа жизни
Концепция — это набор основных идей, составляющих понятие.
Например, концепция хорошо вам известной науки педагогики может быть выражена в трех пунктах: кого учить, чему учить и зачем учить. Все остальное: способы дидактики, педтехнологии, виды и формы учебных пособий и многое другое, известное вам, — относится к сущности науки.
Поэтому попытаемся, выводя концепции ЗДОРОВОГО образа жизни, сосредоточиться на основополагающих, или, как еще говорят, базисных идеях.
Чей здоровый образ жизни нас интересует? Общества в целом или личности в частности? От здоровья общества зависит здоровье каждого его члена. Но вот представим себе эпидемию гриппа. Она начинается с того, что заболевает один человек, он заражает еще нескольких членов группы, затем по закону математической прогрессии количество больных, заразивших друг друга людей становится все больше. Скорость распространения и количество заболевших зависят от погоды — в сырое, холодное время организм человека восприимчивее к инфекции; от условий труда и быта людей — переутомление, скученность и плохая вентиляция увеличивают степень риска; от степени комфортности, самоощущения человека — если он замерз, то он восприимчивее к болезни; от питания человека — голодный человек ослаблен, в организме не хватает белков для выработки защитных антител, убивающих вирусы; от настроения человека, — если он слишком поглощен какими-то проблемами, то может вовремя не среагировать на первые признаки недомогания.
Согласны ли вы, что все перечисленные признаки являются субъективными, т. е. по воле человека или других людей они могут быть изменены? Начальный источник инфекции может быть помещен в отдельную палату. Если эпидемия уже началась, то каждый член общества может теплее одеваться, не общаться с больными, следить за гигиеной помещения, правильно питаться, принимать профилактические средства. Т. е. быть сосредоточенным на своем здоровье. Некоторым людям это удается. Но, думаю, не нужно объяснять, как это трудно. Таким способом можно уберечь разве что грудного ребенка или лежачего больного. Однако вам хорошо известно, что даже в жесточайшие эпидемии переболевают гриппом не все.
С чем это связано? С объективными показателями здоровья человека.
Во-первых, от его генетических возможностей: некоторые люди от природы хорошо сопротивляются инфекциям.
Во-вторых, от пола и возраста: у мужчин и женщин, молодых и старых различная сопротивляемость организма.
В-третьих, от степени тренированности теплообмена, т. е. от степени закаленности. Смысл закаливания — в выработке быстрой реакции сосудов на изменение температуры. Кожа и слизистые оболочки — это барьеры на пути инфекционных агентов. У закаленных людей они надежнее. Зависит восприимчивость к инфекциям и от вредных привычек. Организм пьяницы должен беспрестанно бороться с ацетоальдегидом, ядовитым веществом, которое образуется в результате распада алкоголя. Курильщик тратит внутренние силы на очистку самого себя от продуктов, содержащихся в табачном дыме. Ломка наркомана, очень тяжелое состояние, о котором мы еще будем говорить, вообще лишает тело сил.
Если генетический код изменить невозможно, то натренировать свой организм на сопротивление и избавиться от вредных привычек можно. Хотя трудно, потому что это требует определенного времени.
Таким образом, объективным показателем, определяющим возможности для здорового образа жизни, служит состояние здоровья.
Попробуем вывести концепцию.
Возможность вести здоровый образ жизни зависит:
1. от пола, возраста и состояния здоровья;
2. от условий обитания (климат, жилище);
3. от экономических условий (питание, одежда, работа,
отдых);
4. от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
5. от отсутствия вредных привычек (курение, пьянство,
малоподвижный образ жизни и т. д.).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять; здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции. Эта коррекция может быть сугубо медицинская, может сочетать в себе медицинские методы и нетрадиционные методы укрепления и восстановления, может опираться на индивидуально подобранный режим. В любом случае должен соблюдаться главный медицинский принцип, выдвинутый великим врачом древности Гиппократом: «,Не навреди!»
Здоровый образ жизни и пути его формирования
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — термин, который применяется все чаще. Самое простое определение ЗОЖ — все то, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.
Формирование ЗОЖ является важнейшей задачей государства, так как образ жизни является определяющим фактором здоровья. Результаты медицинских обследований свидетельствуют о снижении резервов здоровья.
Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:
питание с малым содержанием жиров животного происхождения;
сокращение количества потребляемой соли;
сокращение потребления алкогольных напитков;
поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения;
снижение уровня стрессов и т.д.
Формирование ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение общественного здоровья. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первой медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т.д.
ЗОЖ должен формироваться по следующим двум направлениям: усиление и создание положительного в образе жизни, преодоление, уменьшение факторов риска.
Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что общественное здоровье обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.
Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т.д.
Мотивации здоровья и здорового образа жизни
Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.
Вам, видимо, понятно, что если даже в таком простом примере, как мотивация похода в булочную, мы можем отыскать несколько вариантов, то, казалось бы, говорить о мотивациях здорового образа жизни и здоровья и вовсе трудно. Но здесь нам на помощь приходит уже знакомое понятие категорий, и мы можем выделить семь мотивационных категорий, объединяющих близкие мотивации. С самого начала нужно понимать, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?
1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному полотну навстречу мчащемуся поезду. Опытным путем человек выяснил, что его организм плохо реагирует на яичный белок: появляются зуд, сыпь. Человек не будет есть яйца.
Формулировка личностной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
2. Подчинения этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу. С одной стороны, эта рыба может быть причиной глистных инвазий, заражения кишечными паразитами, но, с другой стороны, именно сырая замороженная рыба в суровых северных условиях обеспечивает наиболее полноценное, сбалансированное питание. Ребенка с детства приучают к этому продукту, его употребление становится столь же естественным, сколь естественно питье воды. Другой пример. С раннего детства человека учат отправлять свои физиологические потребности в определенных, закрытых от посторонних глаз местах. Это продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Неподчинение им — агрессия против общества.
Формулировка мотивации: «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».
3.Получение удовольствия от самосовершенствования. Это простая гедонистическая мотивировка формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
Большая часть детей любит умываться потому, что изменение кровообращения лица вызывает приятные ощущения. Если вода слишком холодная или взрослые чересчур активно трут детскую кожу, то ребенок воспринимает умывание как наказание и старается его избежать.
4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
5. Способность к маневрам. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение».
Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.
6. Сексуальная реализация. Формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Учитывая то, что вам, уважаемый коллега, не более тридцати пяти лет, думаю, этот пункт в дополнительной расшифровке не нуждается!
7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».
Случаи, когда семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. Более того, человек, для которого одновременно значимы все перечисленные побудительные причины укрепления и сохранения здоровья, дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемой здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?
Однако в течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве это подчинение этнокультурным требованиям и получение удовольствия, в подростковом возрасте — возможность для самосовершенствования и способность к маневрам. Можно подросткам объяснить, что в будущем у них разовьется эмфизема (расширение) легких, если они сейчас не бросят курить. Но вряд ли их удается удержать от дурной привычки: будущее для подростка — это завтра, ближайшее воскресенье, конец четверти в лучшем случае. Не годится для них и ссылка на этнокультурные традиции. Эта мотивация для них не значима, более того, нарушая ее, подросток испытывает удовольствие от самоутверждения. А вот представление о сексуальной реализации уже начинает формироваться в пылком воображении, и подросток если и не сознается вслух, то задумается, когда вы спокойно, без ханжеских ухмылок скажите: «Девочка, не сиди на холодных камнях, застудишь придатки, будут трудности с деторождением».
Для людей молодых, как ни странно, иногда теряет значимость первая мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за собственный организм. Именно это служит причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в пьянство, ведущее к алкоголизму.
Рациональное питание
Понятие рационального питания. Рациональное (от лат. гас/о — разум) питание является важнейшим фактором здорового образа жизни.
Рациональное питание — питание, которое сбалансировано в энергетическом отношении по калориям, составу в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.
В наше время у большей части нашего населения питание не соответствует этому понятию не только из-за недостаточной материальной обеспеченности, но и еще из-за отсутствия или недостатка знаний по данному вопросу. Прежде чем перейти к рекомендациям питания в повседневной жизни, остановимся на роли пищевых веществ в организме.
Питание является неотъемлемой частью образа жизни, так как поддерживает обменные процессы на относительно постоянном уровне. Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организма общеизвестна: энергообеспечение, синтез ферментов, пластическая роль. Нарушение обмена веществ приводит к возникновению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, заболеваний печени, крови и т.д. Неправильно организованное питание приводит к снижению трудоспособности, повышению восприимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению продолжительности жизни. Энергия в организме высвобождается в результате процессов окисления белков, жиров и углеводов.
Образ Жизни, по-латыни «модус вивенди», — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение,"обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).
А что такое взаимоотношения с самим собой? В том числе это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.
Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его.
И чем раньше у человека сформируется мотивация, т. е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Но о мотивациях речь пойдет дальше, а пока для окончательного осознания того, что здоровье — это социально-психологическая категория.
Основные составляющие здорового образа жизни. Понятия нормы
Концепция — это всегда немножко суховато. В этом вы убедились, читая предыдущую главу. Что же касается составляющих здорового образа жизни, то здесь вам снова нужно вернуться к самим себе и вспомнить, что предмет вы изучаете для того, чтобы быть в ладу с окружающим миром, с собой и научить этому своих учеников.
Основные факторы, обеспечивающие возможность для здорового образа жизни конкретной личности:
1. способность к рефлексии;
2. состояние различных видов пространства;
3. рациональное (разумно составленное) питание;
4. приемлемый режим труда и отдыха.
Рефлексия — это размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих действий.
Почему способность к рефлексии впрямую связана с понятием «здоровый образ жизни»? Потому что полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознанны. Что касается вредных привычек, то, как мы скоро убедимся, в основе их приобретения и избавления от них в половине случаев лежит воля. Воля — это способность человека к самоопределению и самоуправлению деятельностью и психическими процессами.
Как возникает большинство вредных привычек? Через осмысление двух понятий «хочу» и «буду». Все люди знают, что привыкать к курению вредно. Подростки, которые порой втягиваются в курение на всю жизнь, тоже это знают. Но они говорят себе: «Я хочу и буду». Более того, они всегда могут объяснить, почему они поступают именно так: «Я хочу быть как все», «Я не маленький», «Захочу и брошу» и много других, с их подростковой точки зрения, веских аргументов могут они привести. Втягивание во вредную привычку требует времени, за исключением, может быть, наркомании, когда некоторые наркотики достаточно только один раз попробовать.
Что касается полезных привычек и гигиенических навыков, то их привитие тоже требует времени и воли. Все знают, что принимать по утрам прохладный душ полезно, — это способствует закаливанию, придает бодрость, уничтожает неприятный запах тела. Но на первых порах привыкания к этой гигиенической процедуре человек чувствует себя некомфортно и вынужден заставлять свой организм терпеть. Если схема рефлексии построена правильно и заканчивается значимой мотивацией, то цель достигается быстрее, эффективнее и с меньшими психологическими затратами. Например, девушка, приучающая себя к прохладному душу, говорит: «Я не хочу, но буду потому, что холодный душ улучшает кровообращение в сосудах, питающих кожу, она становится красивее. А я хочу быть красивой».
Теперь вам понятно, что здоровый образ жизни — это активное состояние.
Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья конкретно существующего поколения зависят здоровье и счастье последующего.
Пространство — это форма существования материальных объектов и процессов. Пространство — философская категория, но мы не будем углубляться в философию, а остановимся на материальных субстратах, основах пространства, имеющих непосредственное отношение к здоровому образу жизни человека.
Первое пространство, которое влияет на здоровье, — климатическая зона. Климат характеризуется температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, солнечной радиацией и сезонными колебаниями этих показателей. У здорового человека есть важная для жизни способность адаптироваться к новым климатическим условиям. Адаптироваться — значит привыкнуть. Период привыкания называется акклиматизацией и может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток.
Внешние признаки психологического или соматического дискомфорта называются симптомами. В переводе с греческого симптом означает признак дискомфорта — неудобства. Признаки процесса акклиматизации могут быть разные. Общее недомогание связано с изменением кровяного давления и изменением насыщения крови кислородом. Повышение температуры, особенно у детей, свидетельствует об активизации иммунной, защитной системы. Изменение аппетита и диарея (жидкий стул) или запор — как правило, реакция желудочно-кишечного тракта на изменение химического состава воды. Все эти симптомы у взрослого проходят, не оставляя следа. Если они наблюдаются у ребенка, то конечно, требуют особого внимания. Адаптивные способности ребенка еще не очень совершенны.
Второе пространство — это жилище. Помимо температуры в пределах от 17 до 22 градусов выше нуля микроклимат в нем характеризуется влажностью. В различных климатических поясах влажность должна быть 30% в холодной зоне, 45% в умеренной и 65% в теплой.
Средняя норма жилой площади установлена 9 метров на человека. Она рассчитывается из объема воздуха, который должен составлять около 30 м3/ч. При высоте помещения около трех метров и однократном обмене воздуха количество кислорода будет перекрывать потребности человека. В детских учреждениях на одного ребенка дошкольного возраста воздуха должно приходиться 10 м3 при трехкратном обмене, в младшей школе 20 м3 тоже при трехкратном обмене.
Дети очень чувствительны к снижению концентрации кислорода и повышению углекислоты в воздухе. При нарушении кислородного обмена они начинают капризничать, у них падает внимание, снижается иммунитет. Взрослые сопротивляются кислородной недостаточности более активно, внешних симптомов у них меньше, зато глубокие структурные изменения опаснее.
Правило. Если вы обратили внимание, что ваши воспитанники или ученики устали раньше времени, задумайтесь: может быть, в учебном помещении слишком жарко или недостаточно влажно? И повышение температуры, и снижение влажности увеличивают потребление кислорода. Проветрите комнату!
Химический состав вдыхаемого воздуха: азота 78%, кислорода 21%, углекислого газа 0,04%, инертных газов около 1%. В выдыхаемом воздухе изменяется соотношение кислорода и углекислоты — соответственно 16% кислорода и 4,5% углекислого газа.
Третье пространство, о котором необходимо упомянуть, — пододежное пространство. Если температура тела человека 36,6 градуса, то температура кожи несколько ниже и на разных участках тела имеет разные величины — от 34 до 36 градусов. Наше тело получает необходимое тепло в результате распада белков, жиров, углеводов и при мышечной работе. Вот почему если вы замерзли, вы начинаете прыгать — при распаде мышечного белка миозина выделяется необходимая тепловая энергия. Закаленный человек лучше сохраняет тепло, не допускает переохлаждения на рефлекторном, бессознательном, уровне — поры кожи сужаются, изменяется кровоток. Существует несколько способов отдачи тепла окружающей среде — конвекционный (обдувание воздухом), непосредственный (при соприкосновении с холодными предметами), при испарении пота. Снижает температуру тела именно испарение. Само по себе выделение пота приводит к потере воды и солей, но не охлаждает. Часть тепла теряется при дыхании, с испражнениями и при лучеиспускании. Нагретое тело излучает тепло по отношению к предметам, имеющим температуру ниже. Вот почему дети иногда жалуются, что им холодно сидеть возле стены, даже если они ее не касаются. Вообще теплообмен ребенка очень несовершенен, укрепляется он в процессе жизни и особенно активно при закаливании (о нем речь впереди).
Правило. Никогда не оставляйте без внимания жалобу ребенка на озноб. Нарушение теплообмена у детей может быть симптомом заболевания, в том числе и инфекционного, усталости, голода, психологического дискомфорта.
Жизнь любого человека начинается с трех стрессовых ситуаций. Первая — базальная тревога перед прохождением через родовые пути матери. Она связана с тяжелым напряжением, и неосознанная память о ней остается на всю жизнь. Память о базальной тревоге во многом обусловливает поведение личности. Второй стресс — это встреча с атмосферным воздухом, с его химическим составом. Плод в утробе матери привык к растворенному в крови кислороду. Первый самостоятельный глоток воздуха вызывает неосознанный восторг опьянения. Третий стресс-фактор — реакция температурных и барорецепторов кожи.
Рецепторы — периферические отделы органов чувств. Они воспринимают сигналы. Ребенок за время внутриутробного, существования привык чувствовать ограждение. Жидкость и стенки матки придавали ему уверенность и обеспечивали температурный комфорт. Оказавшись вне матери, он почувствовал холод и пугающую пустоту воздуха. Вот почему малыша быстро обтирают и заворачивают, а не просто укрывают теплой пеленкой. Новорожденный чувствует знакомое давление и успокаивается, согревшись.
Потребность в поглаживании, в тактильном контакте, в давлении на наши кожные рецепторы, продиктована неосознанной памятью о самом спокойном периоде жизни — о внутриутробном.
Таким образом, нужно помнить, что температура, влажность и движение воздуха в пододежном пространстве обеспечивают нам не только температурный комфорт, но и создают комфорт психологический. Чистота этого воздуха, отсутствие неприятного запаха разложившегося пота свидетельствуют об общей культуре. И наоборот: если от человека плохо пахнет — значит, его культурный уровень невысок.
Третий фактор — правильное питание — мы будем разбирать подробно. В общем перечне отметим только, что суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи. Пища — источник белков, жиров, углеводов, минеральных солей, микроэлементов и некоторых витаминов. Часть витаминов образуется в кишечнике. При распаде один грамм белков дает 4,1 ккал, один грамм углеводов — 3,7 ккал, один грамм жиров — 9,3 ккал. Суточная потребность детей 4 — 6 лет составляет 2000 ккал, при этом около 10% энерготрат идет на основной обмен. Основной обмен — это количество энергии, затраченное на поддержание жизнедеятельности основных систем. Когда человек ничего не делает, а только спокойно лежит или спит, то его единственная энерготрата в этот период — основной обмен. Детям 7 — 10 лет требуется 2300 ккал в сутки. Энерготраты молодой женщины, педагога младшего возраста, составляют 2800 ккал. Основным требованием к содержанию питания считается соотношение белков, жиров и углеводов. Оно должно быть соответственно 1:1:4.
Различные виды рефлексии, употребление пищи, процедуры, связанные с личной гигиеной, — все это, безусловно, поглощает часть нашего времени. Но в основном жизнь человека уходит на труд и отдых. Их разумный режим — четвертый фактор здорового образа жизни.
Труд бывает умственный и физический, отдых — активный и пассивный.
Разделение это крайне условно, но давайте примем его за основу.
Генетически человек запрограммирован так, что он может свободно перемещаться по суше, надолго отрываться от которой ему мешает сила тяготения, и при определенных условиях мы можем двигаться в водной среде. Тренированные люди могут на несколько секунд преодолевать силу тяготения и выполнять затяжные прыжки в длину.
Свободное перемещение в пространстве стимулирует гормональную систему человека и вызывает эмоцию удовольствия. Под влиянием гормонов развивается мускулатура, тело обретает красивые очертания. Движение скелетных мышц активизирует обмен веществ, улучшает работу сердца, легких, других внутренних органов. Однако в процессе любой работы, в том числе и мышечной, в организме накапливается молочная кислота, развивается усталость.
Отдых — необходимый фактор здорового образа жизни. Активный отдых — это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых исключает любые энерготраты, кроме трат основного обмена.
Если вы во время подготовки к экзаменам устали — сходите на часок на дискотеку, вернувшись, примите душ, поспите и снова за занятия. Не превращайте сессию в кошмар своей жизни, переключайтесь. К режиму дня, повседневному и экстремальному (Вы согласны, что сессия — это экстремальная ситуация?), мы еще вернемся.
Главное, что вы должны усвоить для себя лично и для своих будущих воспитанников: нет и не может быть универсального режима для всех. Жесткие рамки режима ведут к стрессам. Однако временная разбалансированность ведет к агрессии по отношению к себе или пространству.
Например, если дети не заняты полезной деятельностью, учебой или игрой, они могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим предметам — ломать их или становятся агрессивны по отношению к самим себе. У них появляются вредные привычки, например, "дети от безделья начинают ковырять в носу, трогать руками свои половые органы. Депревация, заброшенность — одна из причин детского онанизма.
Составляя режимную сетку для школьников или воспитанников детских дошкольных учреждений, необходимо закладывать во все пункты небольшой резерв свободного времени в расчете на тех детей, которые по своим психофизиологическим особенностям медлительны. Однако педагог должен предусмотреть, чтобы «шустрые» ребятишки не скучали во время пауз. Это как раз тот случай, когда личное искусство педагога работает непосредственно на здоровье детей. Теперь, когда мы разработали основные составляющие, без которых невозможно наладить здоровый образ жизни, попытаемся вывести определение понятия здорового образа жизни.
Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.
Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.
К показателям производственно-трудовой деятельности относятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального мастерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, инициативность и т.д.
Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на домашние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.
Медицинская активность — это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т.д.
К показателям медицинской активности относятся: санитарная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью.
Перечислим ряд понятий, тесно связанных с понятием образа жизни.
Условия жизни — условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т.д.).
Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это — количественные показатели условий жизни. Уровень жизни определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.
Уклад жизни — порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.
Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.
Качество жизни — качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).
Задача социального работника в конечном итоге состоит в помощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.
Здоровый образ жизни и пути его формирования
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — термин, который применяется все чаще. Самое простое определение ЗОЖ — все то, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.
Формирование ЗОЖ является важнейшей задачей государства, так как образ жизни является определяющим фактором здоровья. Результаты медицинских обследований свидетельствуют о снижении резервов здоровья.
Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:
питание с малым содержанием жиров животного происхождения;
сокращение количества потребляемой соли;
сокращение потребления алкогольных напитков;
поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения;
снижение уровня стрессов и т.д.
Формирование ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение общественного здоровья. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первой медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т.д.
ЗОЖ должен формироваться по следующим двум направлениям: усиление и создание положительного в образе жизни, преодоление, уменьшение факторов риска.
Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что общественное здоровье обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех. Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т.д.
Понятие рационального питания. Рациональное (от лат. — разум) питание является важнейшим фактором здорового образа жизни.
Рациональное питание — питание, которое сбалансировано в энергетическом отношении по калориям, составу в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.
В наше время у большей части нашего населения питание не соответствует этому понятию не только из-за недостаточной материальной обеспеченности, но и еще из-за отсутствия или недостатка знаний по данному вопросу. Прежде чем перейти к рекомендациям питания в повседневной жизни, остановимся на роли пищевых веществ в организме.
Питание является неотъемлемой частью образа жизни, так как поддерживает обменные процессы на относительно постоянном уровне. Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организма общеизвестна: энергообеспечение, синтез ферментов, пластическая роль и т,д. Нарушение обмена веществ приводит к возникновению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, заболеваний печени, крови и т.д. Неправильно организованное питание приводит к снижению трудоспособности, повышению восприимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению продолжительности жизни. Энергия в организме высвобождается в результате процессов окисления белков, жиров и углеводов.