kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация: "Концепция и основные составляющие здорового образа жизни".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ жизни определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.

Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производ­ственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.

К показателям производственно-трудовой деятельности отно­сятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального ма­стерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, ини­циативность и т.д.

Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на до­машние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.

Медицинская активность — это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т.д.

К показателям медицинской активности относятся: санитар­ная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за ме­дицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение ме­дицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность об­ращений за медицинской помощью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация: "Концепция и основные составляющие здорового образа жизни".»

Концепция и основные составляющие здорового образа жизни.

Образ жизни определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.

Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производ­ственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.

К показателям производственно-трудовой деятельности отно­сятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального ма­стерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, ини­циативность и т.д.

Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на до­машние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.

Медицинская активность — это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т.д.

К показателям медицинской активности относятся: санитар­ная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за ме­дицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение ме­дицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность об­ращений за медицинской помощью.

Перечислим ряд понятий, тесно связанных с понятием образа жизни.

Условия жизни — условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, се­мейные отношения, образование, питание и т.д.).

Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это — количественные показатели ус­ловий жизни. Уровень жизни определяется размером валового про­дукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

Уклад жизни — порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в по­вседневной жизни.

Качество жизни — качество тех условий, в которых осуществ­ляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищ­ных условий, питания, образования, медицинской помощи).

Задача социального работника в конечном итоге состоит в по­мощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.


Концепция здорового образа жизни

Концепция — это набор основных идей, составляющих по­нятие.

Например, концепция хорошо вам известной науки пе­дагогики может быть выражена в трех пунктах: кого учить, чему учить и зачем учить. Все остальное: способы дидакти­ки, педтехнологии, виды и формы учебных пособий и мно­гое другое, известное вам, — относится к сущности науки.

Поэтому попытаемся, выводя концепции ЗДОРОВОГО образа жизни, сосредоточиться на основополагающих, или, как еще говорят, базисных идеях.

Чей здоровый образ жизни нас интересует? Общества в целом или личности в частности? От здоровья общества зависит здоровье каждого его члена. Но вот представим себе эпидемию гриппа. Она начинается с того, что заболевает один человек, он заражает еще нескольких членов группы, затем по закону математической прогрессии количество больных, заразивших друг друга людей становится все боль­ше. Скорость распространения и количество заболевших зависят от погоды — в сырое, холодное время организм человека восприимчивее к инфекции; от условий труда и быта людей — переутомление, скученность и плохая вен­тиляция увеличивают степень риска; от степени комфорт­ности, самоощущения человека — если он замерз, то он восприимчивее к болезни; от питания человека — голод­ный человек ослаблен, в организме не хватает белков для выработки защитных антител, убивающих вирусы; от на­строения человека, — если он слишком поглощен каки­ми-то проблемами, то может вовремя не среагировать на первые признаки недомогания.

Согласны ли вы, что все перечисленные признаки явля­ются субъективными, т. е. по воле человека или других лю­дей они могут быть изменены? Начальный источник ин­фекции может быть помещен в отдельную палату. Если эпи­демия уже началась, то каждый член общества может теплее одеваться, не общаться с больными, следить за гигие­ной помещения, правильно питаться, принимать профи­лактические средства. Т. е. быть сосредоточенным на своем здоровье. Некоторым людям это удается. Но, думаю, не нужно объяснять, как это трудно. Таким способом можно уберечь разве что грудного ребенка или лежачего больного. Однако вам хорошо известно, что даже в жесточайшие эпидемии переболевают гриппом не все.

С чем это связано? С объективными показателями здоровья человека.

Во-первых, от его генетических возможностей: некоторые люди от природы хорошо сопротивляются инфекциям.

Во-вторых, от пола и возраста: у мужчин и женщин, молодых и старых различная сопротивляемость организма.

В-третьих, от степени трени­рованности теплообмена, т. е. от степени закаленности. Смысл закаливания — в выработке быстрой реакции сосудов на изменение температуры. Кожа и слизистые оболочки — это барьеры на пути инфекционных агентов. У закаленных лю­дей они надежнее. Зависит восприимчивость к инфекциям и от вредных привычек. Организм пьяницы должен беспрес­танно бороться с ацетоальдегидом, ядовитым веществом, которое образуется в результате распада алкоголя. Куриль­щик тратит внутренние силы на очистку самого себя от продуктов, содержащихся в табачном дыме. Ломка наркомана, очень тяжелое состояние, о котором мы еще будем гово­рить, вообще лишает тело сил.

Если генетический код изменить невозможно, то на­тренировать свой организм на сопротивление и избавиться от вредных привычек можно. Хотя трудно, потому что это требует определенного времени.

Таким образом, объективным показателем, определяю­щим возможности для здорового образа жизни, служит состояние здоровья.

Попробуем вывести концепцию.

Возможность вести здоровый образ жизни зависит:

1. от пола, возраста и состояния здоровья;

2. от условий обитания (климат, жилище);

3. от экономических условий (питание, одежда, работа,

отдых);

4. от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, за­каливание);

5. от отсутствия вредных привычек (курение, пьянство,

малоподвижный образ жизни и т. д.).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоро­вье человека, не страдающего врожденными или приоб­ретенными заболеваниями, нужно в первую очередь ох­ранять и укреплять; здоровье человека, имеющего неду­ги, нуждается в коррекции. Эта коррекция может быть сугубо медицинская, может сочетать в себе медицинские методы и нетрадиционные методы укрепления и восста­новления, может опираться на индивидуально подобран­ный режим. В любом случае должен соблюдаться главный медицинский принцип, выдвинутый великим врачом древ­ности Гиппократом: «,Не навреди!»


Здоровый образ жизни и пути его формирования

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — термин, который применяет­ся все чаще. Самое простое определение ЗОЖ — все то, что бла­готворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ вхо­дят все положительные стороны деятельности людей: удовлет­воренность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

Формирование ЗОЖ является важнейшей задачей государства, так как образ жизни является определяющим фактором здоро­вья. Результаты медицинских обследований свидетельствуют о сни­жении резервов здоровья.

Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоох­ранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

питание с малым содержанием жиров животного происхож­дения;

сокращение количества потребляемой соли;

сокращение потребления алкогольных напитков;

поддержание нормальной массы тела и регулярные физичес­кие упражнения;

снижение уровня стрессов и т.д.

Формирование ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на по­вышение общественного здоровья. Пропаганда ЗОЖ является важ­нейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (осо­бенно учреждений первой медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов со­циальной защиты и т.д.

ЗОЖ должен формироваться по следующим двум направлени­ям: усиление и создание положительного в образе жизни, пре­одоление, уменьшение факторов риска.

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формиро­вания ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что обще­ственное здоровье обеспечивается не только ответственностью го­сударства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; фи­зическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (сво­евременность прохождения медосмотров, своевременность обра­щения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т.д.

Мотивации здоровья и здорового образа жизни

Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.

Вам, видимо, понятно, что если даже в таком простом примере, как мотивация похода в булочную, мы можем отыскать несколько вариантов, то, казалось бы, говорить о мотивациях здорового образа жизни и здоровья и вовсе трудно. Но здесь нам на помощь приходит уже знакомое понятие категорий, и мы можем выделить семь мотивационных категорий, объединяющих близкие мотивации. С са­мого начала нужно понимать, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здо­ровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здо­ровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Какие же мотива­ции лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?

1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это дей­ствие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному полотну навстречу мчащемуся поезду. Опытным путем человек вы­яснил, что его организм плохо реагирует на яичный белок: появляются зуд, сыпь. Человек не будет есть яйца.

Формулировка личностной мотивации может быть та­кой: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

2. Подчинения этнокультурным требова­ниям. Человек живет в обществе, которое на протяже­нии длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприят­ных факторов внешней среды. Например, жители Крайне­го Севера едят сырую замороженную рыбу. С одной сторо­ны, эта рыба может быть причиной глистных инвазий, за­ражения кишечными паразитами, но, с другой стороны, именно сырая замороженная рыба в суровых северных ус­ловиях обеспечивает наиболее полноценное, сбалансиро­ванное питание. Ребенка с детства приучают к этому про­дукту, его употребление становится столь же естественным, сколь естественно питье воды. Другой пример. С раннего детства человека учат отправлять свои физиологические потребности в определенных, закрытых от посторонних глаз местах. Это продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Неподчинение им — агрессия против общества.

Формулировка мотивации: «Я подчинюсь этнокультур­ным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового об­раза жизни зависят здоровье и благополучие других».

3.Получение удовольствия от самосовер­шенствования. Это простая гедонистическая мотиви­ровка формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чув­ство».

Большая часть детей любит умываться потому, что из­менение кровообращения лица вызывает приятные ощу­щения. Если вода слишком холодная или взрослые черес­чур активно трут детскую кожу, то ребенок воспринимает умывание как наказание и старается его избежать.

4. Возможность для самосовершенствова­ния. Формулировка: «Если я буду здоров, я смогу под­няться на более высокую ступень общественной лестницы».

5. Способность к маневрам. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изме­нять свою роль в сообществе и свое местонахождение».

Здоровый человек может менять профессии, переме­щаться из одной климатической зоны в другую.

6. Сексуальная реализация. Формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармо­нии». Учитывая то, что вам, уважаемый коллега, не более тридцати пяти лет, думаю, этот пункт в дополнительной расшифровке не нуждается!

7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Случаи, когда семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. Более того, человек, для которого одновременно значимы все перечисленные побудительные причины укрепления и со­хранения здоровья, дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемой здорового образа жизни и не при­обрела ли эта озабоченность болезненный характер?

Однако в течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве это подчинение этнокультурным тре­бованиям и получение удовольствия, в подростковом возрасте — возможность для самосовершенствования и спо­собность к маневрам. Можно подросткам объяснить, что в будущем у них разовьется эмфизема (расширение) легких, если они сейчас не бросят курить. Но вряд ли их удается удержать от дурной привычки: будущее для подростка — это завтра, ближайшее воскресенье, конец четверти в луч­шем случае. Не годится для них и ссылка на этнокультур­ные традиции. Эта мотивация для них не значима, более того, нарушая ее, подросток испытывает удовольствие от самоутверждения. А вот представление о сексуальной реа­лизации уже начинает формироваться в пылком воображе­нии, и подросток если и не сознается вслух, то задумает­ся, когда вы спокойно, без ханжеских ухмылок скажите: «Девочка, не сиди на холодных камнях, застудишь придат­ки, будут трудности с деторождением».

Для людей молодых, как ни странно, иногда теряет зна­чимость первая мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чув­ство ответственности за собственный организм. Именно это служит причиной венерических заболеваний после случай­ных интимных контактов, причиной втягивания в пьянство, ведущее к алкоголизму.


Рациональное питание

Понятие рационального питания. Рациональное (от лат. гас/о — разум) питание является важнейшим фактором здорового образа жизни.

Рациональное питание — питание, которое сбалансировано в энергетическом отношении по калориям, составу в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.

В наше время у большей части нашего населения питание не соответствует этому понятию не только из-за недостаточной ма­териальной обеспеченности, но и еще из-за отсутствия или недо­статка знаний по данному вопросу. Прежде чем перейти к реко­мендациям питания в повседневной жизни, остановимся на роли пищевых веществ в организме.

Питание является неотъемлемой частью образа жизни, так как поддерживает обменные процессы на относительно постоянном уровне. Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организ­ма общеизвестна: энергообеспечение, синтез ферментов, пласти­ческая роль. Нарушение обмена веществ приводит к возник­новению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, за­болеваний печени, крови и т.д. Неправильно организованное пи­тание приводит к снижению трудоспособности, повышению вос­приимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению про­должительности жизни. Энергия в организме высвобождается в результате процессов окисления белков, жиров и углеводов.


Образ Жизни, по-латыни «модус вивенди», — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внеш­ней среды.

Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядови­тые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоцио­нальную сферу через зрение, прикосновение,"обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицатель­ную реакцию).

А что такое взаимоотношения с самим собой? В том числе это сложнейший комплекс действий и пережива­ний, наличие полезных привычек, укрепляющих при­родный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разруша­ющих его.

Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алко­голем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здо­ровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его.

И чем раньше у человека сформируется мотивация, т. е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Но о мотивациях речь пойдет дальше, а пока для окончательно­го осознания того, что здоровье — это социально-психоло­гическая категория.


Основные составляющие здорового образа жизни. Понятия нормы

Концепция — это всегда немножко суховато. В этом вы убедились, читая предыдущую главу. Что же касается со­ставляющих здорового образа жизни, то здесь вам снова нужно вернуться к самим себе и вспомнить, что предмет вы изучаете для того, чтобы быть в ладу с окружающим миром, с собой и научить этому своих учеников.

Основные факторы, обеспечивающие возможность для здо­рового образа жизни конкретной личности:

1. способность к рефлексии;

2. состояние различных видов пространства;

3. рациональное (разумно составленное) питание;

4. приемлемый режим труда и отдыха.

Рефлексия — это размышление, самонаблюдение, самопо­знание, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих действий.

Почему способность к рефлексии впрямую связана с понятием «здоровый образ жизни»? Потому что полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознанны. Что касается вредных при­вычек, то, как мы скоро убедимся, в основе их приобре­тения и избавления от них в половине случаев лежит воля. Воля — это способность человека к самоопределению и самоуправлению деятельностью и психическими процес­сами.

Как возникает большинство вредных привычек? Через осмысление двух понятий «хочу» и «буду». Все люди знают, что привыкать к курению вредно. Подростки, которые по­рой втягиваются в курение на всю жизнь, тоже это знают. Но они говорят себе: «Я хочу и буду». Более того, они всегда могут объяснить, почему они поступают именно так: «Я хочу быть как все», «Я не маленький», «Захочу и бро­шу» и много других, с их подростковой точки зрения, вес­ких аргументов могут они привести. Втягивание во вред­ную привычку требует времени, за исключением, может быть, наркомании, когда некоторые наркотики достаточ­но только один раз попробовать.

Что касается полезных привычек и гигиенических на­выков, то их привитие тоже требует времени и воли. Все зна­ют, что принимать по утрам прохладный душ полезно, — это способствует закаливанию, придает бодрость, уничтожает неприятный запах тела. Но на первых порах привыкания к этой гигиенической процедуре человек чувствует себя не­комфортно и вынужден заставлять свой организм терпеть. Если схема рефлексии построена правильно и заканчива­ется значимой мотивацией, то цель достигается быстрее, эффективнее и с меньшими психологическими затратами. Например, девушка, приучающая себя к прохладному душу, говорит: «Я не хочу, но буду потому, что холодный душ улучшает кровообращение в сосудах, питающих кожу, она становится красивее. А я хочу быть красивой».

Теперь вам понятно, что здоровый образ жизни — это активное состояние.

Здоровый образ жизни требует от че­ловека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для дру­гих людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья конкретно существующего поколения зависят здоровье и счастье последующего.

Пространство это форма существования материаль­ных объектов и процессов. Пространство — философская категория, но мы не будем углубляться в философию, а остановимся на материальных субстратах, основах простран­ства, имеющих непосредственное отношение к здоровому образу жизни человека.

Первое пространство, которое влияет на здоровье, — климатическая зона. Климат характеризуется температу­рой, влажностью, скоростью движения воздуха, солнеч­ной радиацией и сезонными колебаниями этих показате­лей. У здорового человека есть важная для жизни способ­ность адаптироваться к новым климатическим условиям. Адаптироваться — значит привыкнуть. Период привыка­ния называется акклиматизацией и может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток.

Внешние признаки психологического или соматического дискомфорта называются симптомами. В переводе с гречес­кого симптом означает признак дискомфорта неудобства. Признаки процесса акклиматизации могут быть разные. Общее недомогание связано с изменением кровяного дав­ления и изменением насыщения крови кислородом. Повы­шение температуры, особенно у детей, свидетельствует об активизации иммунной, защитной системы. Изменение аппетита и диарея (жидкий стул) или запор — как прави­ло, реакция желудочно-кишечного тракта на изменение химического состава воды. Все эти симптомы у взрослого проходят, не оставляя следа. Если они наблюдаются у ре­бенка, то конечно, требуют особого внимания. Адаптив­ные способности ребенка еще не очень совершенны.

Второе пространство — это жилище. Помимо темпера­туры в пределах от 17 до 22 градусов выше нуля микрокли­мат в нем характеризуется влажностью. В различных клима­тических поясах влажность должна быть 30% в холодной зоне, 45% в умеренной и 65% в теплой.

Средняя норма жилой площади установлена 9 метров на человека. Она рассчитывается из объема воздуха, кото­рый должен составлять около 30 м3/ч. При высоте помеще­ния около трех метров и однократном обмене воздуха ко­личество кислорода будет перекрывать потребности чело­века. В детских учреждениях на одного ребенка дошкольного возраста воздуха должно приходиться 10 м3 при трех­кратном обмене, в младшей школе 20 м3 тоже при трех­кратном обмене.

Дети очень чувствительны к снижению концентрации кислорода и повышению углекислоты в воздухе. При нару­шении кислородного обмена они начинают капризничать, у них падает внимание, снижается иммунитет. Взрослые сопротивляются кислородной недостаточности более ак­тивно, внешних симптомов у них меньше, зато глубокие структурные изменения опаснее.

Правило. Если вы обратили внимание, что ваши воспитанники или ученики устали раньше времени, задумайтесь: может быть, в учебном помещении слишком жарко или недостаточно влажно? И повышение темпе­ратуры, и снижение влажности увеличива­ют потребление кислорода. Проветрите ком­нату!

Химический состав вдыхаемого воздуха: азота 78%, кис­лорода 21%, углекислого газа 0,04%, инертных газов около 1%. В выдыхаемом воздухе изменяется соотношение кислорода и углекислоты — соответственно 16% кислорода и 4,5% углекислого газа.

Третье пространство, о котором необходимо упомя­нуть, — пододежное пространство. Если температура тела человека 36,6 градуса, то температура кожи несколько ниже и на разных участках тела имеет разные величины — от 34 до 36 градусов. Наше тело получает необходимое тепло в результате распада белков, жиров, углеводов и при мы­шечной работе. Вот почему если вы замерзли, вы начинае­те прыгать — при распаде мышечного белка миозина выде­ляется необходимая тепловая энергия. Закаленный человек лучше сохраняет тепло, не допускает переохлаждения на рефлекторном, бессознательном, уровне — поры кожи су­жаются, изменяется кровоток. Существует несколько спо­собов отдачи тепла окружающей среде — конвекционный (обдувание воздухом), непосредственный (при соприкос­новении с холодными предметами), при испарении пота. Снижает температуру тела именно испарение. Само по себе выделение пота приводит к потере воды и солей, но не охлаждает. Часть тепла теряется при дыхании, с испражне­ниями и при лучеиспускании. Нагретое тело излучает теп­ло по отношению к предметам, имеющим температуру ниже. Вот почему дети иногда жалуются, что им холодно сидеть возле стены, даже если они ее не касаются. Вообще тепло­обмен ребенка очень несовершенен, укрепляется он в про­цессе жизни и особенно активно при закаливании (о нем речь впереди).

Правило. Никогда не оставляйте без вни­мания жалобу ребенка на озноб. Нарушение теплообмена у детей может быть симптомом заболевания, в том числе и инфекционно­го, усталости, голода, психологического дискомфорта.

Жизнь любого человека начинается с трех стрессовых ситуаций. Первая — базальная тревога перед прохождени­ем через родовые пути матери. Она связана с тяжелым на­пряжением, и неосознанная память о ней остается на всю жизнь. Память о базальной тревоге во многом обусловлива­ет поведение личности. Второй стресс — это встреча с ат­мосферным воздухом, с его химическим составом. Плод в утробе матери привык к растворенному в крови кислороду. Первый самостоятельный глоток воздуха вызывает неосоз­нанный восторг опьянения. Третий стресс-фактор — реак­ция температурных и барорецепторов кожи.

Рецепторы периферические отделы органов чувств. Они воспринимают сигналы. Ребенок за время внутриутробного, существования привык чувствовать ограждение. Жидкость и стенки матки придавали ему уверенность и обеспечивали температурный комфорт. Оказавшись вне матери, он почувствовал холод и пугающую пустоту воздуха. Вот почему малыша быстро обтирают и заворачивают, а не просто укрывают теплой пе­ленкой. Новорожденный чувствует знакомое давление и успокаивается, согревшись.

Потребность в поглаживании, в тактильном контакте, в давлении на наши кожные рецепторы, продиктована нео­сознанной памятью о самом спокойном периоде жизни — о внутриутробном.

Таким образом, нужно помнить, что температура, влаж­ность и движение воздуха в пододежном пространстве обес­печивают нам не только температурный комфорт, но и создают комфорт психологический. Чистота этого возду­ха, отсутствие неприятного запаха разложившегося пота свидетельствуют об общей культуре. И наоборот: если от человека плохо пахнет — значит, его культурный уровень невысок.

Третий фактор — правильное питание — мы будем раз­бирать подробно. В общем перечне отметим только, что суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи. Пища — источник белков, жиров, углеводов, минеральных солей, микроэлементов и некоторых витаминов. Часть витаминов образуется в ки­шечнике. При распаде один грамм белков дает 4,1 ккал, один грамм углеводов — 3,7 ккал, один грамм жиров — 9,3 ккал. Суточная потребность детей 4 — 6 лет составляет 2000 ккал, при этом около 10% энерготрат идет на основ­ной обмен. Основной обмен — это количество энергии, затраченное на поддержание жизнедеятельности основ­ных систем. Когда человек ничего не делает, а только спо­койно лежит или спит, то его единственная энерготрата в этот период — основной обмен. Детям 7 — 10 лет требует­ся 2300 ккал в сутки. Энерготраты молодой женщины, педагога младшего возраста, составляют 2800 ккал. Основ­ным требованием к содержанию питания считается соот­ношение белков, жиров и углеводов. Оно должно быть со­ответственно 1:1:4.

Различные виды рефлексии, употребление пищи, про­цедуры, связанные с личной гигиеной, — все это, безус­ловно, поглощает часть нашего времени. Но в основном жизнь человека уходит на труд и отдых. Их разумный ре­жим — четвертый фактор здорового образа жизни.

Труд бывает умственный и физический, отдых — актив­ный и пассивный.

Разделение это крайне условно, но давай­те примем его за основу.

Генетически человек запрограммирован так, что он может свободно перемещаться по суше, надолго отрывать­ся от которой ему мешает сила тяготения, и при опреде­ленных условиях мы можем двигаться в водной среде. Тренированные люди могут на несколько секунд преодолевать силу тяготения и выполнять затяжные прыжки в длину.

Свободное перемещение в пространстве стимулирует гормональную систему человека и вызывает эмоцию удо­вольствия. Под влиянием гормонов развивается мускула­тура, тело обретает красивые очертания. Движение ске­летных мышц активизирует обмен веществ, улучшает ра­боту сердца, легких, других внутренних органов. Однако в процессе любой работы, в том числе и мышечной, в орга­низме накапливается молочная кислота, развивается ус­талость.

Отдых — необходимый фактор здорового образа жизни. Активный отдых — это переключение с одного вида дея­тельности на другой. Пассивный отдых исключает любые энерготраты, кроме трат основного обмена.

Если вы во время подготовки к экзаменам устали — сходите на часок на дискотеку, вернувшись, примите душ, поспите и снова за занятия. Не превращайте сессию в кош­мар своей жизни, переключайтесь. К режиму дня, повсед­невному и экстремальному (Вы согласны, что сессия — это экстремальная ситуация?), мы еще вернемся.

Главное, что вы должны усвоить для себя лично и для своих будущих воспитанников: нет и не может быть уни­версального режима для всех. Жесткие рамки режима ведут к стрессам. Однако временная разбалансированность ведет к агрессии по отношению к себе или пространству.

Например, если дети не заняты полезной деятельнос­тью, учебой или игрой, они могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим предметам — ломать их или становятся агрессивны по отношению к самим себе. У них появляются вредные привычки, например, "дети от безде­лья начинают ковырять в носу, трогать руками свои поло­вые органы. Депревация, заброшенность — одна из причин детского онанизма.

Составляя режимную сетку для школьников или воспи­танников детских дошкольных учреждений, необходимо закладывать во все пункты небольшой резерв свободного времени в расчете на тех детей, которые по своим психо­физиологическим особенностям медлительны. Однако пе­дагог должен предусмотреть, чтобы «шустрые» ребятишки не скучали во время пауз. Это как раз тот случай, когда личное искусство педагога работает непосредственно на здоровье детей. Теперь, когда мы разработали основные составляющие, без которых невозможно наладить здоро­вый образ жизни, попытаемся вывести определение поня­тия здорового образа жизни.

Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного пси­хофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.

Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производ­ственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.

К показателям производственно-трудовой деятельности отно­сятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального ма­стерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, ини­циативность и т.д.

Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на до­машние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.

Медицинская активность — это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т.д.

К показателям медицинской активности относятся: санитар­ная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за ме­дицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение ме­дицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность об­ращений за медицинской помощью.

Перечислим ряд понятий, тесно связанных с понятием образа жизни.

Условия жизни — условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, се­мейные отношения, образование, питание и т.д.).

Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это — количественные показатели ус­ловий жизни. Уровень жизни определяется размером валового про­дукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

Уклад жизни — порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в по­вседневной жизни.

Качество жизни — качество тех условий, в которых осуществ­ляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищ­ных условий, питания, образования, медицинской помощи).

Задача социального работника в конечном итоге состоит в по­мощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.

Здоровый образ жизни и пути его формирования

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — термин, который применяет­ся все чаще. Самое простое определение ЗОЖ — все то, что бла­готворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ вхо­дят все положительные стороны деятельности людей: удовлет­воренность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

Формирование ЗОЖ является важнейшей задачей государства, так как образ жизни является определяющим фактором здоро­вья. Результаты медицинских обследований свидетельствуют о сни­жении резервов здоровья.

Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоох­ранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

питание с малым содержанием жиров животного происхож­дения;

сокращение количества потребляемой соли;

сокращение потребления алкогольных напитков;

поддержание нормальной массы тела и регулярные физичес­кие упражнения;

снижение уровня стрессов и т.д.

Формирование ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на по­вышение общественного здоровья. Пропаганда ЗОЖ является важ­нейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (осо­бенно учреждений первой медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов со­циальной защиты и т.д.

ЗОЖ должен формироваться по следующим двум направлени­ям: усиление и создание положительного в образе жизни, пре­одоление, уменьшение факторов риска.

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формиро­вания ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что обще­ственное здоровье обеспечивается не только ответственностью го­сударства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех. Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; фи­зическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (сво­евременность прохождения медосмотров, своевременность обра­щения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т.д.

Понятие рационального питания. Рациональное (от лат. — разум) питание является важнейшим фактором здорового образа жизни.

Рациональное питание — питание, которое сбалансировано в энергетическом отношении по калориям, составу в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.

В наше время у большей части нашего населения питание не соответствует этому понятию не только из-за недостаточной ма­териальной обеспеченности, но и еще из-за отсутствия или недо­статка знаний по данному вопросу. Прежде чем перейти к реко­мендациям питания в повседневной жизни, остановимся на роли пищевых веществ в организме.

Питание является неотъемлемой частью образа жизни, так как поддерживает обменные процессы на относительно постоянном уровне. Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организ­ма общеизвестна: энергообеспечение, синтез ферментов, пласти­ческая роль и т,д. Нарушение обмена веществ приводит к возник­новению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, за­болеваний печени, крови и т.д. Неправильно организованное пи­тание приводит к снижению трудоспособности, повышению вос­приимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению про­должительности жизни. Энергия в организме высвобождается в результате процессов окисления белков, жиров и углеводов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация: "Концепция и основные составляющие здорового образа жизни".

Автор: Алдошина Елена Сергеевна

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Воспитательная система класса "Мы выбираем жизнь" "
    ["seo_title"] => string(51) "vospitatiel-naia-sistiema-klassa-my-vybiraiem-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "239314"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444755525"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства