kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Литературное развитие детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжать формировать у детей интереса к книге. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Литературное развитие детей дошкольного возраста"»

Литературное развитие детей дошкольного возраста Консультацию для сотрудников

Литературное развитие детей дошкольного возраста

Консультацию для сотрудников

Особенности восприятия детьми литературных произведений

Особенности восприятия детьми литературных произведений

  • умение представлять в своем воображении картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, внешность героев, их действия, поступки, взаимоотношение;
  • познавательная деятельность , в результате которой читатель (слушатель) осознает идею произведения, постигает его смысл, пытается понять мотивы поступков персонажей, причины их переживаний;
  • эмоциональный отклик на художественное произведение.
Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений.

Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений.

  • Первый период длиться «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а к самому искусству относится как к интересной игре.
  • Во втором периоде ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен определить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным.
Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы:   - продолжать формирование у детей интереса к книге; - учить внимательно слушать и слышать литературное произведение; - помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать; - развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения; - поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении; - поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы:

- продолжать формирование у детей интереса к книге;

- учить внимательно слушать и слышать литературное произведение;

- помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

- развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

- поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

Методы ознакомления дошкольников с книгой    - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста; - рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.); - инсценировки;

Методы ознакомления дошкольников с книгой

 

- чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста;

- рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.);

- инсценировки;

  • заучивания наизусть;
  • дидактические игры .
Приемы работы с книгой (средний дошкольный возраст)

Приемы работы с книгой (средний дошкольный возраст)

  • -  основные : выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;
  • вспомогательные : показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);
  • -  словесные приемы : беседа, помогающая детям осмыслить особенности содержания и формы произведения; объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев
Структура занятий в среднем возрасте В структуре занятия традиционно выделяются следующие части:  1.  Предварительная  подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, которая может включать в себя:         - беседу , которая готовит к предстоящей встрече с книгой;         - сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения (в необходимом объеме);         - напоминание аналогичного сюжета ;        - показ иллюстраций, обложки, картинки;         - объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.

Структура занятий в среднем возрасте

  • В структуре занятия традиционно выделяются следующие части:
  • 1.  Предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, которая может включать в себя:

        - беседу , которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

        - сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения (в необходимом объеме);

        - напоминание аналогичного сюжета ;

       - показ иллюстраций, обложки, картинки;

        - объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.

2.   Первичное знакомство с произведением в процессе   выразительного чтения текста воспитателем. 3.   Беседа о прочитанном , уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста. 4.   Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого. Если занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок.
  • 2.   Первичное знакомство с произведением в процессе   выразительного чтения текста воспитателем.
  • 3.   Беседа о прочитанном , уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.
  • 4.   Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого. Если занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок.
Формирование умений у детей среднего дошкольного возраста

Формирование умений у детей среднего дошкольного возраста

  • - осмысленно воспринимать литературное произведение;
  • - устанавливать в произведении разнообразные связи;
  • - вычленять из цепи событий нужное и характеризовать его;
  • - обращать внимание на разнообразные поступки персонажей и давать им правильную характеристику;
  • - видеть простые, открытые мотивы поступков героев;
  • - определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его;
  • - внимательно относиться к слову в литературном произведении;
  • - ориентироваться в жанровой принадлежности произведения;
  • - воспринимать текст без опоры на иллюстрацию или с частичным использованием ее.
Методика заучивания стихотворений Задачи: -вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, -помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, -обеспечить запоминание (можно использовать схемы); -научить выразительно читать перед слушателями, -воспитывать любовь к поэзии

Методика заучивания стихотворений

Задачи:

-вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,

-помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,

-обеспечить запоминание (можно использовать схемы);

-научить выразительно читать перед слушателями,

-воспитывать любовь к поэзии

Методика заучивания стихотворений Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу:

Методика заучивания стихотворений

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу:

  • вводная беседа;
  • выразительное чтение педагогом, его повторение;
  • разъяснительная беседа о самом стихотворении, о форме его чтения;
  • чтение воспитателя;
  • стихотворение читают дети.
Основные формы ознакомления с книгой в старшем дошкольном возрасте

Основные формы ознакомления с книгой в старшем дошкольном возрасте

  • - на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;
  • - вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).
Основные методы ознакомления с литературой в старшем возрасте - чтение воспитателя по книге или наизусть; - рассказывание воспитателя; - заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему); - инсценирование.   

Основные методы ознакомления с литературой в старшем возрасте

- чтение воспитателя по книге или наизусть;

- рассказывание воспитателя;

- заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему);

- инсценирование.   

Типы занятий в старшем возрасте 1 . Чтение или рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. 3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями,  принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника). 4. Чтение и рассказывание  с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

Типы занятий в старшем возрасте

1 . Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.

3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями,  принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).

4. Чтение и рассказывание  с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

Несколько  этапов подготовки к занятию         - подготовка воспитателя к занятию по чтению художественного произведения;        - постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;        - отбор методов работы с книгой.

Несколько  этапов подготовки к занятию

        - подготовка воспитателя к занятию по чтению художественного произведения;

       - постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

       - отбор методов работы с книгой.

Методика работы с книгой в процессе ознакомления  с художественной литературой  (старший дошкольный возраст)

Методика работы с книгой в процессе ознакомления с художественной литературой (старший дошкольный возраст)

  • Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается   главная литературная задача , и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно.
  • При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на   изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.
Методические приемы на этапе подготовки к занятию по чтению         - основные : выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;         - вспомогательные : показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);         - словесные приемы : объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.  

Методические приемы на этапе подготовки к занятию по чтению

        - основные : выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;

        - вспомогательные : показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);

        - словесные приемы : объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.  

Структура типичного занятия: 1 . Предварительная подготовка детей: -беседа, которая готовит к предстоящей встрече с книгой; -показ иллюстраций; -объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений; -рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения. 2 . Первичное знакомство с произведением в процессе  выразительного чтения текста воспитателем. 3 . Беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста. 4. Повторное чтение произведения (если оно небольшое) или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

Структура типичного занятия:

1 . Предварительная подготовка детей:

-беседа, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

-показ иллюстраций;

-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;

-рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.

2 . Первичное знакомство с произведением в процессе  выразительного чтения текста воспитателем.

3 . Беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4. Повторное чтение произведения (если оно небольшое) или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

В подготовительной группе (шесть-семь лет) должны быть сформированы следующие умения:

В подготовительной группе (шесть-семь лет) должны быть сформированы следующие умения:

  • - проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;
  • - осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;
  • - в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;
  • - выделять композиционные особенности произведений;
  • - различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;
  • - понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;
  • - воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация "Литературное развитие детей дошкольного возраста"

Автор: Мифтахова Юлия Римовна

Дата: 07.01.2022

Номер свидетельства: 596981

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для педагогов «Приобщение к культурным ценностям своего края, как средство формирования морально-этических норм у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostiam_svoego_kraia_"
    ["file_id"] => string(6) "618913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669906483"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "КОНСУЛЬТАЦИЯ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»."
    ["seo_title"] => string(75) "konsul_tatsiia_siensornoie_vospitaniie_dietiei_s_riechievymi_narushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "342569"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473185563"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Развитие выразительной речи для детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(67) "razvitiie-vyrazitiel-noi-riechi-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197701"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428298668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Консультация для родителей "Театр. Его влияние на развитие детей" "
    ["seo_title"] => string(75) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-tieatr-iegho-vliianiie-na-razvitiie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "157370"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421587932"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства