Просмотр содержимого документа
«Консультация "Литературное развитие детей дошкольного возраста"»
Литературное развитие детей дошкольного возраста
Консультацию для сотрудников
Особенности восприятия детьми литературных произведений
умение представлять в своем воображении картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, внешность героев, их действия, поступки, взаимоотношение;
познавательная деятельность , в результате которой читатель (слушатель) осознает идею произведения, постигает его смысл, пытается понять мотивы поступков персонажей, причины их переживаний;
эмоциональный отклик на художественное произведение.
Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений.
Первый период длиться «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а к самому искусству относится как к интересной игре.
Во втором периоде ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен определить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным.
Задачиознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы:
- продолжать формирование у детей интереса к книге;
- учить внимательно слушать и слышать литературное произведение;
- помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
- развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
- поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.
Методыознакомления дошкольников с книгой
- чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста;
- рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.);
- инсценировки;
заучивания наизусть;
дидактические игры .
Приемыработы с книгой (средний дошкольный возраст)
- основные : выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;
- вспомогательные : показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);
- словесные приемы : беседа, помогающая детям осмыслить особенности содержания и формы произведения; объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев
Структура занятийв среднем возрасте
В структуре занятия традиционно выделяются следующие части:
1. Предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, которая может включать в себя:
- беседу , которая готовит к предстоящей встрече с книгой;
- сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения (в необходимом объеме);
- напоминание аналогичного сюжета ;
- показ иллюстраций, обложки, картинки;
- объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.
2. Первичное знакомство с произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.
3. Беседа о прочитанном , уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.
4. Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого. Если занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок.
Формирование умений у детей среднего дошкольного возраста
- устанавливать в произведении разнообразные связи;
- вычленять из цепи событий нужное и характеризовать его;
- обращать внимание на разнообразные поступки персонажей и давать им правильную характеристику;
- видеть простые, открытые мотивы поступков героев;
- определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его;
- внимательно относиться к слову в литературном произведении;
- ориентироваться в жанровой принадлежности произведения;
- воспринимать текст без опоры на иллюстрацию или с частичным использованием ее.
Методика заучивания стихотворений
Задачи:
-вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
-помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,
-обеспечить запоминание (можно использовать схемы);
-научить выразительно читать перед слушателями,
-воспитывать любовь к поэзии
Методика заучивания стихотворений
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу:
вводная беседа;
выразительное чтение педагогом, его повторение;
разъяснительная беседа о самом стихотворении, о форме его чтения;
чтение воспитателя;
стихотворение читают дети.
Основные формыознакомления с книгой встаршемдошкольном возрасте
- на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;
- вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).
Основные методыознакомления с литературой в старшем возрасте
- чтение воспитателя по книге или наизусть;
- рассказывание воспитателя;
- заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему);
- инсценирование.
Типы занятий в старшем возрасте
1 . Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.
3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями, принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).
Несколько этапов подготовки к занятию
- подготовка воспитателя к занятию по чтению художественного произведения;
- постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
- отбор методов работы с книгой.
Методика работы с книгой в процессе ознакомленияс художественной литературой(старший дошкольный возраст)
Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается главная литературная задача , и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно.
При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.
Методические приемы на этапе подготовки к занятию по чтению
- основные : выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;
- вспомогательные : показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);
-словесные приемы : объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.
Структура типичного занятия:
1 . Предварительная подготовка детей:
-беседа, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;
-показ иллюстраций;
-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;
-рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.
2 . Первичное знакомство с произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.
3 . Беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.
4. Повторное чтение произведения (если оно небольшое) или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.
В подготовительной группе (шесть-семь лет) должны быть сформированы следующие умения:
- проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;
- осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;
- в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;
- выделять композиционные особенности произведений;