kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация на тему: - "Воспитание честности в дошкольном возрасте."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой консультации описаны причины, приводящие к проявлению лжи у детей дошкольного возраста. Рассказано, как правильно поставить работу с дошкольниками, чтобы у ребёнка сформировать честное и справедливое отношение к окружающим. Умение отвечать за свои поступки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: - "Воспитание честности в дошкольном возрасте."»

Воспитание честности в дошкольном возрасте.

Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать.

Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

— Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.

— Каковы причины детской лжи?

Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых:

— боязнь наказания за поступок,

— стремление переложить свою вину на другого ребенка,

— желание получить незаслуженную награду.

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.

— Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует. Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.

— Я самый сильный! — утверждает 5-летний фантазѐр. Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают его на явные преувеличения.

Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать — выдумке не верят. Ребенку не говорят «Ты выдумываешь!», «Это неправда!» «Не лги!» или оскорбительное «Врѐшь!» Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если подобные формулировки произносятся в присутствии товарищей.

— Можно ли недоверием воспитывать правдивость?

— Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел — понравилось — захотелось — взял; что расстаться с понравившейся вещью — выше их возможностей — не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. «То, что я нашел, — это мое»,- решают дети. В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети «Что упало, то пропало» и считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином.

— Психолог Л. Наумов в книге «Год за годом» отмечает: у 4-летнего ребенка: понятие о «праве на собственность» весьма своеобразна: он считает, что ему принадлежит все, что он видит.

Для него «держать в руках» — все равно, что «владеть». Игрушка, взятая у другого, «принадлежит» ему, потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой» . Действительно, некоторые люди иногда уносят из сада домой игрушки или какую-либо другую вещь.

— Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?

Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или показать близким.

В группе много игрушек, но дети, любимые игрушки прячут.

-Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: «Ты хороший, а поступил плохо. Может ли это быть? (т.е. подчеркивается: отрицательный поступок — случайность)». Стыдить, обсуждать поступок при всех или наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок начнет все более изощряться в обмане.

— :Воспитательница заметила, как Кирилл украдкой положил в свой кармашек маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь, возможно, мальчик, поиграв игрушкой, положит еѐ на место. Но после прогулки там ничего не оказалось:

— Как поправить ребенка и в то же время не обидеть его подозрением в намеренности поступка?

— Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или взять чужое, поможет взрослому определить свое действие в каждом конкретном случае. Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать «пробы» в нечестных поступках. Обязанность педагога предотвратить проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности.

Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить еѐ на полку. Как отнестись к ней?

Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди? Нет, лучше помочь ему избежать нечестного поступка.

— Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку. Положи еѐ пока отдельно, а то забудешь подклеить еѐ, — спокойно замечает педагог.

Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель, как бы не замечая еѐ состояния, говорит:

— Вечером непременно починим книгу. И тогда положим еѐ вместе с другими. Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно сломала, порвала или испортила. Честные дети всегда говорят об этом открыто.

От воспитателя требуются постоянный контроль за действиями детей, особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе ребенок будет говорить правду, если он знает, что могут проверить.

— Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости?

Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома?

— Способствует установление обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности.

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, взрослый влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности.

Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях.

— Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак:

— игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

— в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

— соблюдай правила игры;

— любое поручение выполняй добросовестно;

— дал слово — держи его;

— умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

— не бери без спросу чужого;

— сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. (Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого.)

И в этом плане неоценимый помощник — художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление .самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций.

— Какие ситуации может предложить детям воспитатель?

— Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни — в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей.

Задача родителей — воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему — то запрещенному, некрасивому, унижающему



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация на тему: - "Воспитание честности в дошкольном возрасте."

Автор: Кушнаренко Наталья Михайловна

Дата: 27.06.2021

Номер свидетельства: 584163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(97) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-rol-siem-i-v-vospitanii-patriotichieskikh-chuvstv-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "207311"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430398502"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Родительское собрание № 1 в средней группе комбинированной направленности «Почемучки»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_1_v_srednei_gruppe_kombinirovannoi_napravlennosti_pochemuch"
    ["file_id"] => string(6) "588706"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1634473558"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Речевая готовность ребенка к школе."
    ["seo_title"] => string(42) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "349022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476386513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства