Просмотр содержимого документа
«Консультация "Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей"»
МАДОУ «Детский сад № 11» г. Перми
Консультация для воспитателей
«Предметно-пространственная среда,
как условие эмоционального благополучия
и самовыражения детей»
Автор: воспитатель Ковина В.И.
Пермь
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональномублагополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Именно эмоциональноеблагополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка.Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, и, конечно – же, особенностями образовательной предметно-пространственной развивающей среды.
В нашей группе созданы следующие условия для обеспечения психологического комфорта детей в детском саду:
Уголок экспериментирования. Психологическая направленность: снятие стресса, снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию, умение размышлять и делать простые умозаключения.
Стол для игр с сухим, кинетическим и цветным песком.
Песочный модуль
Стол для игр с водой
Уголок уединения. Психологическая направленность: предоставление ребенку возможности ощутить себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом в период адаптации: прощание с родителями, притирка к сверстникам и воспитателям; возможности просто отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.
Уголок детского творчества, музыкальный уголок, театральный уголок, уголок ряженья, книжный уголок. Психологическая направленность: развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического отношения к окружающему миру, умения изображать разное настроение, умение общаться со сверстниками, распределять роли между собой и соблюдать правила.
Индивидуальные, семейные и совместные выставки творчества
Стенгазета ко Дню матери
Коллективная работа «Букет для мамы»
Уголок сенсорного и познавательного развития. Психологическая направленность: развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, мелкой моторики рук и тактильных ощущений, речевого и психического развития детей, их познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними.
Пособия для развития мелкой моторики
Пособия для сенсорного и познавательного развития
«Тактильные шарики»
Дидактический материал для ознакомления с миром эмоций
Настольно-печатная игра «Эмоции»
Спортивный уголок. Психологическая направленность: снятие мышечного напряжения, выход агрессии, развитие крупной моторики, ориентировка в пространстве, эмоциональныйподъем.
Картотека физминуток, подвижных игр, психогимнатики и пр.
Уголок патриотического воспитания. Психологическая направленность: развитие познавательных процессов, умения испытывать гордость, уважение к своей семье, дошкольному учреждению, городу, стране.
Тематические альбомы, созданные при участии родителей
Введение обычаев и традиций в жизнь группы. Психологическая направленность: создание позитивного микроклимата в группе, создание атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
«Уголок приветствия»
«Уголок настроения»
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать эмоциональномублагополучиюи самовыражению детей.