kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация: « Развитие представлений о величине. Основные свойства величины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети дошкольного возраста трех-семи лет уже различают размеры многих знакомых предметов. В три-четыре года дети правильно выполняют задание принести большой мяч или длинную палку. В их пассивной речи имеются уже эти слова и представления о различиях в параметрах протяженности. Безошибочно определят дети и на далеком расстоянии фигуру взрослого и ребенка. Все это говорит о константности восприятия размеров предметов, длительно находящихся в их опыте. Учитывая локальный характер представления о размерах у маленьких детей, необходимо, чтобы в их опыте встречались одни и те же предметы разных размеров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация: « Развитие представлений о величине. Основные свойства величины»»

Консультация: « Развитие представлений о величине. Основные свойства величины»


Дети дошкольного возраста трех-семи лет уже различают размеры многих знакомых предметов. В три-четыре года дети правильно выполняют задание принести большой мяч или длинную палку. В их пассивной речи имеются уже эти слова и представления о различиях в параметрах протяженности. Безошибочно определят дети и на далеком расстоянии фигуру взрослого и ребенка. Все это говорит о константности восприятия размеров предметов, длительно находящихся в их опыте. Учитывая локальный характер представления о размерах у маленьких детей, необходимо, чтобы в их опыте встречались одни и те же предметы разных размеров.

Как указывал еще И. М. Сеченов, большую роль в восприятии размеров предмета играет слово, обозначающее тот или иной признак протяженности предмета. Универсальным определением воспринимаемого размера служат для детей дошкольного возраста слова большой - маленький. Изменяется ли предмет по длине или ширине, по высоте или толщине или одновременно по нескольким видам протяженности - все эти изме­нения определяются детьми как больше - меньше, как большой и маленький. Даже в пассивной речи детей четырех лет отсутствует понимание значения слова размер. На вопрос, каков размер данной ленты, башни, книги, большинство детей четырех лет не смогли ответить. Они удивленно спрашивали: «Как это размер? Я этого не понимаю». И отвечая на вопрос, они называли цвет предъявляемых им предметов, их количество, но не размер.

Но не владея точным словом для обозначения того или иного вида протяженности предмета (длинный - короткий, широкий - узкий, высокий--низкий и т. д.), дети дошкольного возраста, однако, практически различают их. Между тем роль речи, точного слова, как показывают психологические исследования (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. А. Люблинская и другие), оказывает огромное влияние на процесс восприятия. Слово приводит к выделению общего в единичном. Слово - носитель определенного понятия. Поэтому «роль речи в развитии восприятия выступает как включение в процесс восприятия стоящих за словом логических компонентов,- пишет Л. А. Венгер,- как влияние мыслительных операций и категорий на перцептивную деятельность и ее результаты»

При ознакомлении же детей с различными видами протяженности воспитатели не учитывают значения точного обозначения ее словом и часто сами вместо точного наименования параметров протяженности говорят большой - маленький (большая елка вместо высокая, большой карандаш вместо длинный или толстый, большой стул вместо высокий и т. д.).

Даже при сравнении размеров предметов нередко само задание формулируется неправильно. Вместо того чтобы сказать «Найди такой же по длине (ширине и др.) предмет», воспитатель предлагает: «Найди одинаковый с этим». А поскольку предмет обладает многими признаками, ребенок решает это задание по наиболее знакомому ему признаку (по цвету, по функции предмета и др.). Слово одинаковый многозначно и не раскрывает того, что имел в виду воспитатель. Между тем в перцептивное действие должно включаться точное слово, способствующее формированию соответствующего понятия о том или ином виде протяженности. При отсутствии этого точного слова дети обычно и дальше остаются на уровне первосигнального задания.

Не учитывается и другой весьма важный фактор в распознавании размеров – это относительный характер данного понятия. Длинный - короткий, широкий - узкий и другие параметры - понятия относительные, поэтому они могут быть осмыслены лишь на основе их сравнения, сопоставления размеров двух предметов. Чтобы познакомить детей со словом длинный или короткий, необходимо прежде всего раскрыть значение понятия длиннее - короче. И как показывают многие исследования (Л. А. Венгер, Е. В. Проскура, Р. Л. Березина и другие), только выбор на основе сравнения обеспечивает дифференцировку различных параметров протяженности. Этот выбор постепенно должен усложняться: выбор из двух предметов заменяется выбором из трех и более, что в конечном итоге подводит детей к пониманию последовательности в уменьшении (увеличении) того или иного параметра протяженности и пониманию относительности размеров. При правильном обучении дети начинают успешно упорядочивать предметы по их размерам.

Расставляя в ряд предметы по возрастанию (убыванию) того или иного параметра, дети усваивают порядковые отношения по аналогии с взаимно-обратными отношениями между смежными числами в деятельности счета. Однако как восприятие простейших отношений двух объектов, так и овладение отношениями ряда требует обучения, что убедительно показано в ряде исследований.

Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметов по большей длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину. Значительно труднее выделяется детьми высота предмета. Так, например, дети находят высокую башню, но среди коробок разных размеров, высота которых не бросается сразу в глаза, дети далеко не всегда находят самую высокую, заявляя: «Здесь нет высокой». Следует отметить, что даже дети старшей группы испытывают при выполнении этого задания значительные затруднения.

Однако все эти затруднения являются лишь результатом недостатков педагогической работы по сравнению, различению разных видов протяженности и раскрытию детям значения соответствующих наименований (длине - короче, длинный - короткий, шире - уже, широкий - узкий, выше - ниже, высокий - низкий, толще - тоньше, толстый - тонкий).

Опыт убеждает, что детям старшей и подготовительной групп требуется незначительный срок для овладения выделением в предметах, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда, всех трех измерений. В результате обучения детей начинают интересовать поиски различных параметров в предметах, игрушках при разном пространственном положении. Особенно быстро и точно определяют дети длину и ширину предметов, и лишь показ высоты продолжает вызывать у них затруднения. Большую роль при нахождении измерений предмета играет движение рукою по длине предмета или поперечное движение по ширине предмета, а также по вертикали при показе высоты предмета; это помогает детям отдифференцировать более точно длину, ширину и высоту предмета. Дети любят «экспериментировать», придавая предметам разное положение и определяя параметры протяженности. Так, дети находят высоту, длину и ширину стоящей на столе коробки для карандашей. А затем, положив ее горизонтально, они вновь ищут ее длину, высоту, ширину, изменившиеся в новом положении. Такие поиски превращаются в интересную игру. Этот интерес побуждает детей к сопоставлению и сравнению предметов на глаз (что выше и что ниже, что толще и что тоньше).

Трехлетние дети на предложение найти самый высокий или самый длинный предмет из числа предложенных обычно останавливают свой выбор на самом большом предмете, исходя из его общего размера; слова длинный, высокий воспринимаются детьми трех лет как синонимы слова большой.

Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметов по большей длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину. Значительно труднее выделяется детьми высота предмета. Так, например, дети находят высокую башню, но среди коробок разных размеров, высота которых не бросается сразу в глаза, дети далеко не всегда находят самую высокую, заявляя: «Здесь нет высокой». Следует отметить, что даже дети старшей группы испытывают при выполнении этого задания значительные затруднения.

Детям старшей и подготовительной групп требуется незначительный срок для овладения выделением в предметах, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда, всех трех измерений.

Приемы ознакомления с величиной детей второй младшей группы.

Трехлетние дети самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т. е. словами, которые используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позволяющими дать точную характеристику различия предметов по 1 из признаков. Поэтому необходимо научить малышей сравнивать предметы, отличающиеся только по 1 признаку (или по длине, или по ширине, или по высоте), и пользоваться точными словами для обозначения соотношений предметов по размерам: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине; выше, ниже, одинаковые (равные) по высоте; шире, уже, одинаковые (равные) по ширине; толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине. Сравнению каждого вида размеров (длины, ширины, высоты) отводится 3—4 занятия.

1. Сравнение предметов приемами наложения и приложения.

При первичном выделении того или иного признака сопоставляются предметы, отличающиеся только данным признаком.

Большое значение придается обучению детей способом сравнения размеров: приложению или наложению. Вначале малышей учат пользоваться способом приложения, так как сопоставляются одноцветные предметы и при наложении они сливаются. Воспитатель показывает, как правильно пользоваться данными способами. Сравнивая предметы по высоте, предметы ставят рядом на одну плоскость. При сравнении предметов по ширине совмещают (подравнивают) верхние края. Сравнивая предметы по длине, их кладут рядом и подравнивают концы слева, пользуясь наложением, совмещают, также верхние и нижние их края. Если конец предмета выступает, можно сказать, что этот предмет длиннее. Если ни один конец не выступает, то предметы равные (одинаковые) по длине.

Выделенный признак обозначается точным словом. «Какая ленточка длиннее? Какая ленточка короче?» спрашивает воспитатель, побуждая детей к употреблению слов длиннее – короче, шире - уже и др., обозначающих сравнительную величину предметов. Разъясняя их значение, воспитатель, например, говорит: «Видите, дети, часть этой полоски выступает, значит, он длиннее этой (показывает) А у этой полоски не хватает кусочка, значит, она короче». Новые слова выделяются интонацией, дети все вместе (хором) их повторяют. Варьируя вопросы и задания, педагог обеспечивает включение новых слов в активный словарь детей. Он дает им образец ответа, например: «Красная ленточка длиннее желтой, а желтая короче красной». Так постепенно приучают детей называть оба сравниваемых предмета.

Если ребенок вместо точных слов длиннее (короче), шире (уже) и др. употребляет слова больше, меньше, педагог его поправляет: «Правильно, больше по длине (по ширине), длиннее (шире)». Или: «Правильно, меньше по длине (по ширине), короче (уже)». Отношения «длиннее - короче», «шире уже», «выше – ниже» всегда рассматриваются в связи друг с другом. Например: «Синий шарфик уже красного, а красный шарфик шире синего».

С самого начала тщательно отрабатываются умения пользоваться способами наложения и приложения. Для того чтобы дети действовали осознанно, педагог задает им вопросы: «Что надо сделать, чтобы узнать? Что ты делаешь? Как прикладываешь?»

Для сравнения вначале используют предметы контрастных размеров. Разница в размерах демонстрационного материала - не менее 10 - 15 см., раздаточного - не менее 5 см. При сравнении предметы располагаются так, чтобы сравниваемый размер был хорошо виден.

Для закрепления знаний используются разнообразные упражнения. (Слайд.) Например, предлагают посмотреть, какой коврик уже, и положить на него один мяч, а после посмотреть, какой коврик шире, и положить на него много мячей.

Выделить отдельные измерения помогает жест рукой. Спрашивая детей о том, какой предмет длиннее (короче), педагог одновременно проводит рукой вдоль предмета (слева направо). Сравнивая ширину, он проводит рукой поперек предмета (по ширине), а при сравнении высоты - снизу вверх, от основания до верхнего края предмета.Показ производится широким жестом, повторяется 2—3 раза, чтобы дети данный признак не соотнесли с какой-либо линией на предмете или с одним из краев предмета. Толщина сравнивается путем обхвата предметов пальцами обеих рук или одной руки. Подражая педагогу, дети производят соответствующие действия.

Выделению данных признаков способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности данного признака и требует его учета.

Можно поиграть с детьми («Чьи пальцы длиннее?», «Чья ладошка шире?»), а также предложить вопросы: «Какое дерево выше: береза или рябина? Какой дом выше (ниже)? У какого дома окна шире (уже)?»

Так детям показывают, что окружающие их предметы имеют разную длину, ширину, высоту.

Благоприятные условия для упражнений детей в сравнении предметов по длине, ширине и высоте создаются в играх со строительным материалом. (Слайд.) Дети выкладывают длинные и короткие дорожки, строят высокий и низкий заборчики (ворота, домики), делают широкий и узкий диваны (кресла) и др.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация: « Развитие представлений о величине. Основные свойства величины»

Автор: Ушкова Светлана Владимировна

Дата: 24.04.2019

Номер свидетельства: 508327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "КОНСУЛЬТАЦИЯ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»."
    ["seo_title"] => string(75) "konsul_tatsiia_siensornoie_vospitaniie_dietiei_s_riechievymi_narushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "342569"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473185563"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_49"
    ["file_id"] => string(6) "543179"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584470568"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_sensornykh_sposobnostei_u_detei_rannego_vo"
    ["file_id"] => string(6) "488457"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543666487"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_sensornykh_sposobnostei_u_detei_rannego_1"
    ["file_id"] => string(6) "499067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549707347"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Консультация Раннее детство: "Познавательное развитие" "
    ["seo_title"] => string(59) "konsul-tatsiia-rannieie-dietstvo-poznavatiel-noie-razvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "145187"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418855039"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства