Консультация «Рисование цветной солью как средство развитие творческого воображения и фантазии у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
Консультация «Рисование цветной солью как средство развитие творческого воображения и фантазии у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
Оригинальные способы создания картин вызывают все большую заинтересованность у педагогов и родителей дошкольников. Рисование солью и акварельными красками относится к нетрадиционным техникам. В народе его часто называют объемным. Рисунок выступает на листе бумаги, а кристаллики соли играют на свету, что создает непередаваемую атмосферу волшебства и сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «Рисование цветной солью как средство развитие творческого воображения и фантазии у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24 «СВЕТЛЯЧОК»
393776, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Киевская, д.14.
тел. 8(47545)2-14-55, Е-mail: mbdoy24@yandex.ru
Консультация для педагогов
по художественно-эстетическому развитию на тему:
«Рисование цветной солью как средство развитие творческого воображения и фантазии у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
Подготовила:
воспитатель
Игнатова Вера Васильевна
г. Мичуринск
2019-2020 учебный год
Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, непосредственностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее. Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать красными карандашами, мыльной пеной, пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев, деревьев.
Я давно работаю в детском саду и меня заинтересовала именно эта тема об использовании в рисовании техник, которые дают детям возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.
Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.
Оригинальные способы создания картин вызывают все большую заинтересованность у педагогов и родителей дошкольников. Рисование солью и акварельными красками относится к нетрадиционным техникам. В народе его часто называют объемным. Рисунок выступает на листе бумаги, а кристаллики соли играют на свету, что создает непередаваемую атмосферу волшебства и сказки.
Простой, всем доступный продукт – соль - используется в пище, лечении. Соль актуальна в здоровьесберегающих технологиях и в нашем мини-центре. Мы ходим по массажным дорожкам, покрывая материалом, смоченным морской солью, поласкаем горло солевым раствором. А ещё оказывается солью можно рисовать. Применение соли, как средства для творческого развития натолкнуло меня на разработку проекта по художественно творческой деятельности в рамках кружковой деятельности. Ребёнок по своей натуре - творец-исследователь.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется как в поисковой, так и в художественно-творческой деятельности.
На формирование творческой активности кроме программных занятий по изобразительной деятельности благотворно влияют дополнительные занятия в кружке «Весёлая палитра». Это работа по нетрадиционным методам рисования, различными способами, материалами. Во всем многообразии хотелось найти материал более доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровьесберегающий, а главное способный максимально разбудить фантазию ребенка. И вот - соль.
Рисование солью. Сколько радостных мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра!
Рисование солью наряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, дает колоссальный атр-терапевтический эффект.
Направления метода рисования солью:
- выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира. (снег может быть розовым, а небо желтым) в передаче формы, образа (оживить не живое и придумать несуществующее) способствует развитию фантазии и воображения;
- в одном творческом рисунке соединяются разные техники. Рисование солью может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер - линии при работе с солью своеобразны по ширине, глубине, форме.
- осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения – можно рисовать запах, звук, вкус…;
- достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой.
Методы и приёмы, используемые в работе:
- анализ познавательной работы
- экспериментальная деятельность
- творческо-исследовательская деятельность.
- наблюдения
- продуктивная деятельность
- игровая деятельность.
Ожидаемый результат:
- овладение различными приемами работы с солью;
- достижение определенного уровня развития: внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- ознакомление с искусством рисования цветной солью;
- применение знаний и умений в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в свободное время);
- помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- придумывание своих новых поделок на основе полученных знаний.
Как рисовать солью? Знакомство с техникой правильно будет начать с демонстрации картинок, нарисованных с помощью соли.
Прежде чем приступить непосредственно к рисованию, следует определиться, что будет рисовать ребенок или группа детей.
Полезно поговорить на тему будущего рисунка.
Рисунки солью на тему «Зима», «Зимний пейзаж», нарисованный акварелью и солью.
Например, если темой занятия выбрана зима, стоит обсудить ее признаки. Следует сделать акцент на том, какой снег зимой (холодный, белый, блестящий), какие деревья (голые, а елочки зеленые).
Можно дополнительно провести игры, загадать загадки, прочесть стихи.
Это поможет детям быстрее включиться в творческий процесс и проявить фантазию. Рисование солью начинается с подготовки рабочего места.
На столе размещаются материалы, необходимые для занятия: акварельная бумага или картон любого цвета; поваренная соль; клей ПВА; акварельные краски; стаканчик с водой; кисточка или пипетка.
Техника рисования построена на способности соли впитывать цветной пигмент, ее объемности и блеске при высыхании.
Дети рисуют в солевой технике.
Классический способ рисования солью и акварельными красками выглядит так: нужно нарисовать контур рисунка клеем ПВА. Обильно посыпать рисунок солью. Через 5-7 минут стряхнуть остатки, которые не приклеились.
Кисточкой или пипеткой набрать разведенную водой акварель. Слегка притронуться краской к рисунку. Соленый клей быстро впитает пигмент. Рисование по смеси соли и клея ПВА.
Используйте разные цвета для получения красочных картин.
Можно дополнить рисунок элементами, выполненными в других техниках.
Например, для получения большего объема можно добавить аппликацию.
Техника рисования кристаллами.
Существуют разные способы применения соли для рисования.
Ее можно использовать не только для получения объема, но и для блеска, замысловатых разводов.
Если белой солью «экстра» (мелкой) посыпать мокрый рисунок, то она создаст эффект тумана или снега.
Пример: Рисование с помощью солевых кристаллов. А можно сначала намочить бумагу и с помощью фиолетовой и синей краски нарисовать ночное небо. Если добавить несколько больших крупинок каменной соли, получится «северное сияние»:
Рисунки «Северное сияние» в солевой технике.
Чтобы создать текстуру льда, воспользуйтесь смятым целлофановым пакетом. Нанесите голубую гуашь на нижнюю часть листа, накройте эту часть рисунка пакетом, слегка придавите и дайте просохнуть.
Солью можно рисовать не только зимние рисунки, но и летние (пейзаж речки с кувшинками, подводный мир).
Пошаговый пример: Рисование пейзажа с кувшинками
Рисование пейзажа с кувшинками акварелью и солью.
Нарисуйте восковыми карандашами мост через речку и кувшинки с цветами. Намочите рисунок влажной тряпкой. Капните и аккуратно распределите голубую акварель в той области рисунка, где должна быть вода. Нарисуйте акварелью зеленые берега. У берегов и под мостом добавьте немного фиолетового цвета. Посыпьте рисунок солью и дождитесь высыхания.
Рисование объемной краской из баночки.
Рисовать солью можно не только в подготовительной группе, но и с детьми значительно младше. Для средней группы детского сада и малышей 2–3 лет хорошо изготовить объемные краски. Соль не придется сыпать, она вместе с краской будет сразу выходить из тюбика.
Приготовление объемной краски.
Для рисования понадобятся следующие материалы: картон; гуашь или акварель; тюбик из-под клея с длинным носиком; соль; мука; вода. Нужно смешать соль, муку и воду в равном количестве (по 1 ст. ложке), покрасить жижу краской в нужный цвет и перелить в тюбик (удобно это делать с помощью шприца). Дети будут выдавливать соленую акварель на картон, создавая мерцающие рисунки.
В такой технике хорошо получится дерево с изморозью на ветках, радуга, цветы и разные абстрактные узоры.
Узоры объемной краской из соли и муки.
Ледяная акварель.
Если вместо пищевой соли использовать английскую (магния сульфат, магнезию), то на бумаге вырастут самые настоящие морозные узоры. При контакте с водой происходит химическая реакция, и образуются кристаллогидраты.
Вот как это выглядит: Ледяная акварель.
Техника рисования английской солью: смешать акварель, гуашь или пищевой краситель с 2 столовыми ложками воды. Добавить 1,5 столовые ложки сульфата магния и поставить смесь на огонь. Постоянно помешивая, добиться полного растворения порошка (5-7 минут). Сразу же раскрасить альбомный лист (бумага должна быть пористой). Чем больше жидкости, тем сильнее будет выражен морозный узор. Кристаллы начнут образовываться в течение 2-3 минут. Однако по мере испарения влаги они могут исчезать. Для сохранения рисунка его покрывают лаком.
Рисование с использованием магния сульфата идеально подходит для создания зимнего пейзажа с детьми возраста старшей группы ДОУ (5–6 лет).
Создавать шедевры с помощью соли и акварельной краски просто, увлекательно и весело.
Дети получают удовольствие от процесса, а результаты работы всегда радуют. Нетрадиционное рисование – это волшебный эксперимент в глазах детей!