Консультация "Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя"
Консультация "Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя"
Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя.
В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т. е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.
Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель:
- не владеет специальными исполнительскими умениями
(профессиональное владение музыкальным инструментом и певческим голосом)
- практически не знаком со СПЕЦИФИКОЙ песенного детского музыкального репертуара и вообще музыкального репертуара дошкольника
- плохо ориентируется в мире музыкального искусства и не может давать советы по поводу музыкального развития ребенка, т. к. воспитатель - не музыкант.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя"»
Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно!
От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя.
В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т. е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.
Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель:
- не владеет специальными исполнительскими умениями
(профессиональное владение музыкальным инструментом и певческим голосом)
- практически не знаком со СПЕЦИФИКОЙ песенного детского музыкального репертуара и вообще музыкального репертуара дошкольника
- плохо ориентируется в мире музыкального искусства и не может давать советы по поводу музыкального развития ребенка, т. к. воспитатель - не музыкант.
Функции и обязанности музыкального руководителя
Музыкальный руководитель:
-отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение: за 5-6 недель до праздника («Осень», «Новый год», «8 Марта», «Выпускной») представляет воспитателям сценарий праздника; советуется с ними по разным моментам утренника,
-разучивает с детьми песни, танцевальные движения на занятиях и в индивидуальном порядке (индивидуальные номера); разучивает с воспитателями произведения для индивидуального и коллективного исполнения на празднике; во время проведения праздника отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение,
-составляет план занятий в соответствии с возрастом детей, требованиями образовательной программы ДОУ и внедряемой методики
-вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю.
- вписывает в тетрадь взаимодействия:
1. необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально- дидактических игр в группе;
2. тексты песен, движения танцев до начала их разучивания на занятиях
- ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы
- обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы.
- обеспечивает индивидуально- дифференцированный подход к детям на музыкальном занятии
-проводит индивидуальную работу с воспитанниками по разучиванию движений и т. д.
- создаёт условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности
- подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам
Функции и обязанности воспитателя
Воспитатель
- принимает участие в составлении сценария, обсуждении сюрпризных моментов, вносит свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы;
- готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам;
-проводит предварительную подготовку к праздникам: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, слов песен и инсценировок;
-помогает в оформлении зала (изготовление атрибутики и украшений, непосредственно оформление зала перед праздником);
-исполняет свою роль на празднике эмоционально и соответственно тексту сценария
-вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю.
-осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя;
- создаёт проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений;
-направляет самостоятельную музыкальную деятельность
-ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях
-подготавливает детей к занятию - следит за наличием удобной обуви для занятия и безопасной
- обеспечивает наличие теплой одежды при переходе детей по коридору и лестницам
-помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в ДОУ
-обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях
-проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т. д.);
Формы сотрудничества и сотворчества
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка в контексте музыкальности
Разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребёнка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности
2. Учёт их в целостном образовательном процессе ДО
Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии
Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребёнка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребёнка
Взаимопосещение занятий, других форм взаимодействия с ребёнком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка
4. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач.
В заключении хочется добавить своими словами самое ценное, вынесенное из моего педагогического опыта взаимодействия с воспитателями:
- если эти два сотрудника относятся друг к другу с УВАЖЕНИЕМ, прислушиваются к рекомендациям друг друга, профессионально дружат,
" не тащат одеяло каждый сам на себя", делают так как лучше КАЖДОМУ РЕБЕНКУ -то нет никаких проблем во взаимодействии.
Здесь конечно сказывается вообще в целом ВОСПИТАННОСТЬ и КУЛЬТУРА каждого из этих двух сотрудников
- очень важно умение " слушать" другого и не давить своим мнением и опытом
-все конфликты и разногласия между этими сотрудниками, если уж они возникли, должен грамотно и чутко "гасить" руководитель сада, приходя к консенсусу, взаимному знаменателю, выслушивая сторону каждого из сотрудников.
- если коллектив дружный, всё делается в " команде", если каждый чётко знает, что он делает, если никто не затевает ссоры и конфликты на пустом месте в угоду своего эгоизма - нет никогда никаких проблем.
И САМОЕ ВАЖНОЕ -музыкальный руководитель никогда не справится так хорошо один, сам с детьми на развлечении, празднике или на занятии без воспитателя!