Просмотр содержимого документа
«Консультация "Создание условий для легкой адаптации детей раннего возраста"»
Создание условий для лёгкой адаптации к детскому саду детей раннего дошкольного возраста
Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог.
К. Д. Ушинский
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни ребёнка и родителей. В это время наблюдаются изменения в параметрах здоровья малыша, его эмоциональной сфере, психической деятельности. Само слово адаптация означает приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке, которой и становится детский сад. Это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Существуют разные степени сложности адаптационного периода:
- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10 -15 дней, при этом ребенок прибавляет весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; срок адаптации — 15–30 дней;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
3. От состояния здоровья;
4. От резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.
Показателем окончания периода адаптации является глубокий сон, хороший аппетит, активное поведение, бодрое эмоциональное состояние.
Кроме того, существует ряд факторов, которые влияют на успешность адаптации, готовность к ней:
1. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями.
2. Следующий фактор - возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества.
Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.
3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.
Установлено (Л.Н. Галигузова), что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.
Поэтому легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
4. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.
5. Следующий фактор связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.
Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка, психологические особенности его родителей – вот основные критерии, по которым можно судить о степени готовности к поступлению малыша в ясли и благополучного привыкания к ним.
Следует учитывать и основные принципы работы по адаптации детей:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за эмоциональным состоянием, состоянием здоровья, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОУ и создания условий для её более лёгкого прохождения связана с новыми потребностями дошкольного образования. Отход от собственной биологической адаптации ребенка как процесса пассивного приспособления к новым условиям окружающей среды позволяет обозначить другой подход к исследованиям организации процесса социальной адаптации ребенка средствами социально-педагогической деятельности.
В педагогической литературе вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста освещены А.И. Жуковой, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонковой – Ямпольской, Н.Д.Ватутиной, Е. Шмидт-Кольмер, В.Мановой-Томовой и др. Адаптация рассматривается как медико – педагогическая проблема, решение которой требует создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей, правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Исследования Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульги, И.Ф. Дементьевой свидетельствуют о необходимости комплексного сопровождения адаптации ребёнка в ДОУ. В соответствии с этим, система организации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста должна включать:
1. создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
2. правильную организацию игровой деятельности в адаптационный период, предметно-пространственной среды;
3. работу с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Модель организации адаптационного периода
1. Индивидуальный подход к ребенку с учётом знаний особенностей развития ребенка раннего возраста:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.
Модель организации адаптационного периода через режимные моменты
Утро: утренний прием, зарядка, игры с элементами фольклора, развивающие игры, формирование культурно-гигиенических навыков.
Завтрак
Игры-занятия, игры-упражнения в группе
Игровые ситуации, общение
Подготовка к прогулке
Прогулка: игры с элементами фольклора, игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), игры с водой и песком, наблюдения, развлечения, беседы, опыты и эксперименты, закаливание (воздушные, солнечные ванны).
Обед
Формирование культурно-гигиенических навыков
Разминка после сна, закаливающие процедуры
Полдник
Элементы театрализованной деятельности
Художественно-творческая деятельность
Игры-драматизации, игры-инсценировки
Прогулка
Общение детей
Уход домой
В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Во время режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то пусть она будет рядом с ним в кровати в детском саду. Хорошо на психологическое состояние ребёнка оказывают ласки во время засыпания, пение колыбельных песен. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
Во время адаптационного периода важно также создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, которая бы способствовала снижению стресса у детей. Для этого необходимо продумать и организовать комфортную предметно-пространственную среду, зонированную в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которая бы была привлекательна и доступна для малышей. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей раннего дошкольного возраста в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у них появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет. Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Формы работы в этот сложный для детей период должны стать преимущественно индивидуальными или подгрупповыми (с 3-4 детьми). Это может быть такая разнообразная деятельность как:
• Игры с песком и водой, которые действуют на детей умиротворяюще. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении, и нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенически безопасные красящие и пенящиеся (детские шампуни) вещества. Малыши с помощью ложки, воронки, небьющихся сосудов могут переливать воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок, могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т.д.
В этот период можно применить метод "песочной терапии" – хорошее психопрофилактическое средство, способное стабилизировать эмоциональное состояние. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.
На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, способствуют стабилизации эмоционального состояния, делает течение адаптации более легким.
Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. Также интересны следующие упражнения:
отпечатки кулачков костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом - цветок, солнышко, ежик);
скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения: как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;
"пройтись" поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);
"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие "вверх-вниз" – движется вся кисть);
оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).
• Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
• Пальчиковые игры.
• Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
• Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
• Слушание негромкой, спокойной музыки, развитие движений.
Также обязательно применение таких форм работы как:
• Элементы телесной терапии (обнять, погладить). С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.
• Элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
• Релаксационные игры.
• Игровые методы взаимодействия с ребенком: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика», «Шли, шли, что-то нашли», «Кто в кулачке?» и др.
Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам осуществлять их задумки, положительно оценивать результаты труда.
Одновременно с этим, при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение воспитатель должен завести на него лист адаптации, в котором фиксируются данные, связанные с его поведением и развитием, основанные на наблюдениях педагога. Первые четыре дня наблюдения ведутся ежедневно, затем на 8-й,16-й, 32-й, 64-й и 128-й дни. В этом листе отражаются такие параметры как настроение, аппетит (завтрак, обед, полдник), сон (засыпание и длительность), активность в игре и речи, взаимоотношения с детьми и взрослыми. Шкала наблюдений фиксируется в показателях «положительно, неустойчиво, отрицательно». В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдение за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течение трех дней. Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию. Однако, педагогу надо помнить, что положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода, проведение профилактических мероприятий здоровьесберегающего характера могут предотвратить заболевание.
Работа с родителями
В системе организации адаптации детей раннего дошкольного возраста особую роль играет работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. В наши дни родители стали более образованными в вопросах воспитания и обучения своих детей и более требовательными к услугам дошкольных учреждений. Однако, профессиональные педагоги, понимая и владея проблематикой, в частности, процесса адаптации ребёнка к ДОУ, её комплексностью, способны и должны вступить в диалог с родителями, сделать их своими единомышленниками, опираясь на научное знание и практический опыт.
При этом следует помнить, что успешная адаптация ребенка к ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.
Для того чтобы создать оптимальные условия для адаптации и развития детей рекомендуется использовать различные формы работы с семьей:
Анкетирование.
Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
Рекомендации родителям.
Консультации.
Беседы.
Выставление в уголке для родителей папок-передвижек.
Размещение в раздевалке алгоритмов типа «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», которые помогают и педагогу в режимных моментах, и родителям закреплять полученные знания и умения детей во время пребывания в ДОУ.
Родительские собрания.
Возможна организация, например, клуба «Молодая семья».
До приема детей в группу необходимо провести родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. На нём специалисты раскроют особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, познакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, ответят на вопросы родителей.
Также до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Целесообразно первичное знакомство с родителями провести в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. Затем полезно провести ознакомительные беседы, направленные на выяснение привычек и сформированности навыков малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но всё же, каковы характерные черты поведения ребёнка, его интересы и склонности, - это необходимая информация для педагога.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая их состояние, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Для родителей важно быть уверенными в том, что воспитатель слышит и готов выполнить их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, медицинских и закаливающих процедур.
Одновременно нужно настроить родителей на сотрудничество – умение внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Помочь родителям понять, что если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими ними и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Анализируя полученную от родителей информацию, педагог делает прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяет проблемы, которые могут возникнуть в этот период, и дает им рекомендации по подготовке детей. Также можно предложить памятки и уже индивидуальные рекомендации на летний период относительно подготовки малышей к поступлению в ДОУ. В раздевалке целесообразно разместить консультации и стендовую информацию о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей и которыми уже должен владеть ребёнок в данном возрасте. Целенаправленная подготовка родителей воспитателями дает свои положительные результаты даже при неблагоприятном прогнозе адаптации, облегчает привыкание ребенка к новым условиям. А также будет выполняться необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Организуя прием вновь поступающих детей, рекомендуется придерживаться такой схемы:
- регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть ритмичным, согласованным с родителями. Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м., и 3г.;
- заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом, где спать;
- пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики, игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня, объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье (режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад;
- до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время для посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада, посоветовать в первые дни приводить ребенка накормленным во время, соответствующее концу завтрака;
- обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно папа или бабушка (дедушка);
- помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно, реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день пребывания в группе;
- вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению детского сада;
- провести анкетирование и затем обсудить, как можно облегчить привыкание ребенка к новой обстановке;
- обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей – потребность в постоянстве окружения. Максимально приблизить условия окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.)
Нельзя насильно заставлять делать что-то по-другому;
- объяснить, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита – временные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью. Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего;
- вести адаптационные листы, которые помогут отследить течение адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса;
- по поступлению новичка в ясли мы должны строго следовать установке: теперь все проблемы ребенка – наши проблемы, и не перекладывать вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе.
В течение учебного года в конце каждого дня на стенде "Растем и развиваемся" полезно размещать информацию для родителей о прошедшем дне в группе: тематика игр-занятий, их основные цели, достижения детей, рекомендации по их развитию, сведения об оздоровительных мероприятиях. Такая форма работы с родителями помогает видеть и закреплять прилагаемые педагогами усилия.
Вывод: четкая профессионально слаженная работа педагогов, медиков, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если организовать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих занятий и особую предметно-развивающую среду в группе раннего возраста, то адаптация к ДОУ проходит более быстро и безболезненно.
Литература
Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М., 2007.- 64 с.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 36 с.
Бурлаку Л. Создание условий для успешной адаптации детей раннеговозраста к дошкольному учреждению http://www.maam.ru/detskijsad/raionoe-metodicheskoe-obedinenie-vospitatelei-dou-gagarinskogo-raiona.html
Васильева В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению//Дошкольное воспитание. - 2006, №10.
Галигузова Л.Н. Пора в ясли детский садик//My Kid/ - 2006, №5.
Галигузова Л.Н. Развитие ребёнка от рождения до трёх лет. Справочник - пособие для родителей. - М., 2002.
Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста//Дошкольное воспитание. - 2006, №1.
Куснерж А.О. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/08/metodicheskaya-razrabotka-sozdanie-usloviy-dlya-uspeshnoy-adaptatsii
Мочалова О.Л. Адаптация детей к ДОУ//Ребёнок в детском саду. – 2006, №4.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Печора Л.К., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях .- М.: Владос, 2007.- 76 с.
Смирнова Е.О. Воспитание детей от рождения до трёх лет: советы психологов. – М.: АКРИ, 2004.
Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации//Дошкольное воспитание, 2006, №3.
Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. - М.: Просвещение, 1986. – 230 с.