kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Литературное образование в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит ответить на вопрос - как же вызвать у ребёнка желание читать, стать начитанным?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Литературное образование в семье"»



Литературное образование ребёнка в семье

Как же вызвать у ребёнка желание читать, стать начитанным?

Начинать делать это нужно с дошкольного возраста. В развитии литературного образования большое значение имеет семья. В чём же это выражается?

Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы , совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы для по искусству и отдельные иллюстрированные издания. Даже рассматривая картинки в такой книге, ребёнок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного. Какие же книги могут по настоящему увлечь ребёнка? Это книги, которые академик Лихачёв назвал книгами «повторного чтения».

Назовём основные группы таких книг:

  • Книги, с которыми ребёнок будет активно «общаться»сам богато иллюстрированными, с небольшими запоминающими текстами. Это сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира: русских- в обработке О.Капицы, И.Карнауховой, М.Булатова, К.Чуковского, В.Левина; чешских – в переводе С.Маршака, шотландских- в переводе И.Токмаковой; польских – в переводе Б.Заходера; украинских – в переводе Е.Благининой и др; иллюстрированные классиками отечественной книжной графики Ю.А.Васнецовым, В.М.Конашевичем, а также Г.Скотиной, М.Рудаченко, Л.Савостиковой. Ребёнок будет много раз рассматривать эти сборники, привлечённый их многоцветностью, эмоциональностью рисунков, их движением, радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А, прослушав несколько раз стихотворные строчки, очаруются интересным сюжетом, героями, ритмом, музыкальностью и вскоре будет играть в «чтение, водя пальцем по строчкам, наизусть произнося почти все тексты, собранные под одной обложкой.

Ценность таких сборников заключается в том, что ребёнок незаметно для себя вбирает наследие народной культуры – гуманность, доброту, совершенство художественной формы, богатство и разнообразие интонаций.

  • Различные сборники сказок, народных и авторских: Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина, В.Гауфа, С.Топелиуса, В.Одоевского, П.Бажова, К.Паустовского, Г.Цыферова, С.Козлова с иллюстрациями И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Канашевича, Е.Рачева, Е.Чарушина и др.

Сказка всегда привлекала ребёнка возможностью вообразить, представить то, чего на самом деле не бывает, и познать мудрость народа, ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, увериться в победе добра над злом.

  • Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребёнка. Это, прежде всего книги о животных Л.Толстого, А.Чехова, А.Куприна, Б.Житкова, М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина и др.

Не бойтесь детских слёз, пролитых над книгой, эти слёзы станут залогом человечности, уважения ко всему живому и, конечно же – к книге.

  • Обязательно книжки весёлые. В первую очередь – поэтические сказки К.Чуковского, которые запоминаются будто бы сами собой, а потом выкрикиваются, вытанцовываются, проигрываются, расхватываются на афоризмы; стихи С.Маршака, Б.Заходера, Д.Хармса, В.Берестова и др.

И пусть мы не будем оригинальны, если повторим, что успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры, а источником этой игры станет весёлая, озорная, фантастическая и в то же время лирическая поэзия.

  • Научно-популярные, хорошо иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству – чтобы дети листали, смотрели, задавали вопросы, наслаждались репродукциями с картин великих художников.

Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребёнка таких качеств, как аккуратность, стремление к порядку, устойчивое внимание при выполнении какого-либо задания. Домашняя библиотека должна стать важной частью семейного общения, основой которого будет чтение книг и разговоры о прочитанном.

Чтение вслух - самый простой способ приобщения ребёнка к книге. Слушая, дети легче воспринимают текст, им помогают правильные интонации, паузы. Они обращают внимание на отдельные эпизоды, характеристику действующих лиц. Участие взрослых в переживаниях ребёнка откладывается у него в памяти на всю жизнь. Особенно полезно чтение, если оно происходит в кругу семьи, с расчётом на то, что оно вызовет обмен мнениями.

Разговор с ребёнком о книге – ещё один способ развить интерес к ней, но при этом необходимо избирать тактические приёмы, чтобы ребёнок захотел поделиться своими переживаниями. Никогда не настаивайте на разговоре о прочитанном, если ребёнок этого не хочет. Можно предложить нарисовать какой-то запомнившийся эпизод из книжки (вы один, ребёнок другой), а потом сравнить и рассказать, почему нарисовано именно это. Лучше, если вы начнёте рассказывать первыми.

Также можно организовать игру в детский сад, где ребёнок выступит в роли воспитателя и расскажет игрушкам о каких – то книгах.

В случае, если ребёнок охотно говорит о прочитанном, нужно стараться задавать такие вопросы, которые будят воображение и творчество ребёнка., а не просто закрепляют последовательность действия. Например , после чтения сказок Пушкина поинтересоваться: «Кто самый добрый в сказках Пушкина? На кого ты хотел бы быть похож? Почему? Какие чудеса ты бы перенёс на остров князя Гвидона?» После чтения сказки Г.Цыферова «Паровозик» можно спросить: «Хотел бы ты дружить с этим паровозиком? Почему? Где бы ты сделал остановки? Почему? Давай поиграем, ты – паровозик, я –пассажир» После сказки»Как ёжик и медвежонок звёзды протирали» - «Какое бы ты желание, когда падает с неба звезда?»

Не следует отказывать ребёнку в беседе о прочитанном, даже если разговор возник в неподходящий момент. Помните, что разговоры о прочитанном способствуют глубокому пониманию произведения, ведут к повторному чтению понравившихся эпизодов, что в конечном итоге рождает любовь к книге и чтению.

Приобретению знаний по литературе способствуют литературные игры, которые доставляют детям много радости и в большей степени решают проблему литературного образования ребёнка.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация "Литературное образование в семье"

Автор: Мальцева Анастасия Владимировна

Дата: 19.06.2016

Номер свидетельства: 335276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект занятия "Права ребенка""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-zaniatiia-prava-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "306841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458208856"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План работы Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних."
    ["seo_title"] => string(78) "plan-raboty-sovieta-po-profilaktikie-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "308132"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458502378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Деловая игра для родителей «Под защитой закона» (конвенция о правах ребенка) "
    ["seo_title"] => string(87) "dielovaia-ighra-dlia-roditieliei-pod-zashchitoi-zakona-konvientsiia-o-pravakh-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "161326"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422201839"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства