Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Цель: Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
Развивающие задачи:
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
• развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Количество встреч:2
Количество детей: 16 человек
Перечень материалов и оборудования
1 встреча:Загадки о дымковской игрушки, бумага белого цвета, гуашь, кисточки, баночки с водой, образец
2 встреча: Стихи о дымке, образцыбумага белого цвета, гуашь, кисточки, баночки с водой.
Предполагаемый результат:Дети самостоятельно составляют узор для дымковской игрушки.
Тематический план встреч:
Встреча №1
Задачи, содержание
Знакомство детей с элементами узора росписи «Дымка» Закрепить умения отгадывать загадки, рассматривать внимательно образцы.
Встреча №2
Научить детей внимательно слушать чтение стихов о росписи «Дымка».
Закрепить умение хорошо промывать кисть
Самостоятельно составить узор для дымковской игрушки
Конспект встреч №1
Дети, сегодня я вам принесла удивительные игрушки (барашек и лошадка)
Посмотрите внимательно на элементы узора.
Какие цвета использовал художник? (голубой, синий, красный, желтый, зеленый, черный)
Дети, это элементы росписи «Дымка»
Воспитатель рассказывает о истории возникновения дымковской игрушки
Во время беседы используются загадки.
Детям предлагаются разные образцы дымковской игрушки
Дошкольники самостоятельно рисуют разные элементы дымки.
Конспект встреч №2
Дети, сегодня я принесла на занятии интересную игрушку. Посмотрите, какие яркие краски использовал художник. Сейчас я прочитаю вам замечательные стихи о росписи «Дымка».
- Как вы думаете, почему я принесла именно эту игрушку?
- Да, на прошлом занятии мы с вами говорили о дымке. И даже сделали некоторые элементы ее росписи.
Далее педагог объясняет последовательность росписи лошадки и повторяет, что рисовать необходимо самым кончиков кисти и очень хорошо промывать ее.
Дети самостоятельно расписывают силуэт лошадки.
При окончании работы, оформляется выставка детских работ.
Литература:Чудо глиняное, дымковское... Автор - Менчикова Н.Н. Издательство "О-Краткое", Киров. 236 страниц, 2015 год