Просмотр содержимого документа
«Коррекция моторной и сенсорной алалии. Методические рекомендации.»
Алалия(2 г)
Алалия– отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения
речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде
развития ребенка
Причины:
воспалительные поражения головного мозга
травматические поражения головного мозга
кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов
обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития
последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы
Происходит:
запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.
Может быть:
врожденное недоразвитие
ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)
Классификация алалий
з
А Л А Л И Я
апаздывание созревания нервных клеток в речевых областях коры головного мо
Моторная (экспрессивная)
Сенсорная
Афферентная
Эфферентная
Моторная алалия
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-
вых операций порождения речевых высказываний при относи-
тельной сохранности смысловых и сенсорных операций
Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи
Симптомы речевые:
фонетические нарушения(звукопроизношение)
недоразвитие фонематического слуха
аграмматизмы в речи
нарушения структуры слова и фразы
резко обеднен словарный запас
нет связной речи
несформирована мотивация общения
понимание речи сохранно
Симптомы неречевые:
общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики
нарушения координации движений
недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)
патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)
вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)
нарушение орального и динамического праксиса
несформированность игровых навыков
импульсивность, хаотичность деятельности
нестойкость интересов
Различают три уровня недоразвития речи:
уровень: отсутствие общеупотребительной речи
уровень: зачатки общеупотребительной речи
уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Образцы речи:
1 уровень:
аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой
ребенок пользуется только ситуативной речью
2 уровень:
простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)
3 уровень:
речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)
уровень:
Методика логопедического воздействия при алалии
Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.
В коррекционной работе выделяют 5 этапов.
1 этап -- однословное предложение ( с неговорящими детьми)
Цель:
вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений
расширять объем понимания речи
занятия проводятся индивидуально, в игровой форме
избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания
дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала
Понимание речи:
запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)
понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием
оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)
понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»
!
понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)
Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА
Развитие самостоятельной речи:
создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания
называние близких людей («мама, папа»)
выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)
выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)
введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У
при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ
формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ
ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ
МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ
МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.
2 этап -- первые формы слов
(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)
Понимание речи:
различение количества предметов (много –мало--один)
различение величины предметов (большой --маленький)
различение вкуса (сладкий – соленый)
пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)
различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА
различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)
различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)
Развитие самостоятельной речи:
звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение
называние знакомых предметов
наращивание слогов к концу слова: МУ -- … РУ -- … ПО -- , ЛАП-- + КА
!
Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с
возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.
двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА
составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ
ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …
подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …
употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ
заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …
формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА
формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки)
4 этап -- предложения из нескольких слов
Цель:
научить строить предложения из 3-5 слов
научить простейшему словоизменению существительных и глаголов
формировать навыки связной речи
Понимание речи:
понимание падежных окончаний существительных
понимание прилагательных и наречий
Самостоятельная речь:
закрепление конструкций предыдущего этапа
составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ
составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ
составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО
составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА
составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»
составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ
составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ
составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ
составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ
составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ
образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ
образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК
образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)
сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ
образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ
слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …
постановка звуков
заучивание стихов (двустиший и четверостиший)
заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ
5 этап -- расширение объема предложения, сложное предложение
Цель:
научить детей строить сложные предложения
продолжить работу над словоизменением
научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными
(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)
Самостоятельная речь:
образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ
согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО
согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ
различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ
составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ
составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ
составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ
различение слов с оттенками значений -- ИДЕТ – МАРШИРУЕТ
различение близких по значению слов: РВЕТ -- ЛОМАЕТ
замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо
образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ
образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы ре-
чеслухового анализатора, что возникает при поражении височной
доли доминантного полушария
Проявления:
ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене
при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза
не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия
гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители
Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:
большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего
улучшение понимания при многократном медленном повторении
трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)
улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии:
из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи
двигательное беспокойство, трудности поведения
дети мало пользуются жестами и мимикой
реагируют на интонацию, не понимания смысла
игру сопровождают модулированным лепетом
логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов
эхолалия -- повторение обращенной речи
при появлении первых слов:
о шибки в ударении
замены
искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру
гая ошибка
высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме
В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Методика логопедического воздействия при сенсорной
алалии
Основные направления коррекции:
сознательный анализ состава речи
развитие фонематического восприятия
понимание речевых структур
Основной принцип коррекционной работы:
последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга
Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)
щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам
привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)
пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам
различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)
развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)
развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»
развитие потребности общения, мотивации общения
различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)
Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация
введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением
нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)
выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова
различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА
различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение
различение характера звука, источника звучания, его локализации
предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –
при общении с одним человеком
при общении с разными людьми
при определенной ситуации
с опорой на мимику, жест
развитие фонематического слуха
формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)
формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов: