kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекция моторной и сенсорной алалии. Методические рекомендации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по коррекции алалии предназначен для  логопедов групп компенсирующей направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция моторной и сенсорной алалии. Методические рекомендации.»

Алалия (2 г)



Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения

речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде

развития ребенка


Причины:

  • воспалительные поражения головного мозга

  • травматические поражения головного мозга

  • кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов

  • обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития

  • последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы


Происходит:

  • запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.



Может быть:

  • врожденное недоразвитие

  • ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)


Классификация алалий


    • з

      А Л А Л И Я

      апаздывание созревания нервных клеток в речевых областях коры головного мо


Моторная (экспрессивная)

Сенсорная





Афферентная

Эфферентная








Моторная алалия


Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-

нического характера, обусловленное несформированностью языко-

вых операций порождения речевых высказываний при относи-

тельной сохранности смысловых и сенсорных операций

Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи




Симптомы речевые:

  • фонетические нарушения (звукопроизношение)

  • недоразвитие фонематического слуха

  • аграмматизмы в речи

  • нарушения структуры слова и фразы

  • резко обеднен словарный запас

  • нет связной речи

  • несформирована мотивация общения

  • понимание речи сохранно


Симптомы неречевые:

  • общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики

  • нарушения координации движений

  • недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)

  • патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)

  • вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)

  • нарушение орального и динамического праксиса

  • несформированность игровых навыков

  • импульсивность, хаотичность деятельности

  • нестойкость интересов


Различают три уровня недоразвития речи:

  1. уровень: отсутствие общеупотребительной речи

  2. уровень: зачатки общеупотребительной речи

  3. уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.


Образцы речи:

1 уровень:

  • аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой

  • ребенок пользуется только ситуативной речью


2 уровень:

  • простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)

3 уровень:

  • речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)


      1. уровень:


Методика логопедического воздействия при алалии


Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.




1 этап -- однословное предложение ( с неговорящими детьми)

Цель:

  • вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений

  • расширять объем понимания речи

  • занятия проводятся индивидуально, в игровой форме

  • избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания

  • дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала


Понимание речи:

    1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)

    2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием

    3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)

    4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»

    5. !

      понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)

Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА

Развитие самостоятельной речи:

  1. создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания

  2. называние близких людей («мама, папа»)

  3. выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)

  4. выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)

  5. звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)

  6. подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)

  7. введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.

  8. подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум

  9. подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у

  10. введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У

  11. при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ

  12. формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ

ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ

МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ

МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.



2 этап -- первые формы слов

(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)


Понимание речи:

  1. различение количества предметов (много –мало--один)

  2. различение величины предметов (большой --маленький)

  3. различение вкуса (сладкий – соленый)

  4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)

  5. различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА

  6. различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)

  7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)

Развитие самостоятельной речи:

  1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение

  2. называние знакомых предметов

  3. наращивание слогов к концу слова: МУ -- … РУ -- … ПО -- , ЛАП-- + КА

!

Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с

возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.

  1. двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА

  2. употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ

  3. употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША

  4. употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ ( не совпадает с И.п.)

  5. употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ

Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать

Р

!

ебенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных слов.

3 этап -- двусоставное предложение

(Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова)

Понимание речи:

  1. Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ

  2. Различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ, РИСУЕТ – ПИШЕТ, ШЬЕТ – ВЯЖЕТ, МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ -- СТИРАЕТ

  3. различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ,

  4. различение приставок в страдательных причастиях: ОТКРЫТО - ЗАКРЫТО, РАССТЕГНУТО - ЗАСТЕГНУТО

  5. понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ

  6. различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ

  7. различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА

  8. различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?

  9. понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?

  10. Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ, ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА

  11. Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?

  12. Различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ – СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ

  13. Понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ -- ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ

  14. различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД



Самостоятельная речь:

  1. составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП

  2. составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ

  3. ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …

  4. подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …

  5. употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ

  6. заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …

  7. формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА

  8. формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки)


4 этап -- предложения из нескольких слов


Цель:

  1. научить строить предложения из 3-5 слов

  2. научить простейшему словоизменению существительных и глаголов

  3. формировать навыки связной речи


Понимание речи:

  1. понимание падежных окончаний существительных

  2. понимание прилагательных и наречий


Самостоятельная речь:

  1. закрепление конструкций предыдущего этапа

  2. составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ

  3. составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ

  4. составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО

  5. составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА

  6. составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»

  7. составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ

  8. составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ

  9. составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ

  10. составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ

  11. составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ

  12. образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ

  13. образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК

  14. образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)

  15. сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ

  16. образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ

  17. слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …

  18. постановка звуков

  19. заучивание стихов (двустиший и четверостиший)

  20. заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ


5 этап -- расширение объема предложения, сложное предложение


Цель:

  1. научить детей строить сложные предложения

  2. продолжить работу над словоизменением

  3. научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными


(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)


Самостоятельная речь:

  1. образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ

  2. согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО

  3. согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ

  4. различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ

  5. составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ

  6. составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ

  7. составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ

  8. составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ

  9. составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ

  10. составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ

  11. согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ

  12. составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ

  13. составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ

  14. составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ

  15. составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ

  16. составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»

  17. образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ

  18. образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ

  19. образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ

  20. образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ

  21. образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ

  22. образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА

  23. подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ

  24. подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ

  25. различение слов с оттенками значений -- ИДЕТ – МАРШИРУЕТ

  26. различение близких по значению слов: РВЕТ -- ЛОМАЕТ

  27. замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо

  28. образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ

  29. образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ



Сенсорная алалия


Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы ре-

чеслухового анализатора, что возникает при поражении височной

доли доминантного полушария


Проявления:

  • ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене

  • при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза

  • не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия

  • гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

  • большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении

  • ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего

  • улучшение понимания при многократном медленном повторении

  • трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)

  • улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)

  • улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего

  • улучшение понимания при общении с матерью



Речь при сенсорной алалии:

  • из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи

  • двигательное беспокойство, трудности поведения

  • дети мало пользуются жестами и мимикой

  • реагируют на интонацию, не понимания смысла

  • игру сопровождают модулированным лепетом

  • логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов

  • эхолалия -- повторение обращенной речи

  • при появлении первых слов:

    • о шибки в ударении

    • замены

    • искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру

гая ошибка

  • высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме


В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.



Методика логопедического воздействия при сенсорной

алалии


Основные направления коррекции:

  • сознательный анализ состава речи

  • развитие фонематического восприятия

  • понимание речевых структур


Основной принцип коррекционной работы:

  • последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга


  1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)

    • определяют часы и дни отдыха

    • ограничивают излишнее общение

    • исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор

    • щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам


  1. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)

  2. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам

  3. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)

  4. развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

  5. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»

  6. развитие потребности общения, мотивации общения

  7. различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

  1. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением

  2. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)

  3. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова

  4. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА

  5. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение

  6. различение характера звука, источника звучания, его локализации

  7. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

  8. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –

  • при общении с одним человеком

  • при общении с разными людьми

  • при определенной ситуации

  • с опорой на мимику, жест

  1. развитие фонематического слуха

  2. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)

  3. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:

  • посуда, мебель

  • мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать

  • летит – летят


  1. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)

  2. раннее обучение грамоте


Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

  • состояния слуховой чувствительности

  • времени и характера проводимого лечения

  • коррекционно-воспитательного воздействия

  • возраста и интеллекта ребенка












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекция моторной и сенсорной алалии. Методические рекомендации.

Автор: Борисанова Наталия Александровна

Дата: 07.02.2020

Номер свидетельства: 538770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи."
    ["seo_title"] => string(69) "motornaiaalaliiaimietodyloghopiedichieskoirabotypoformirovaniiuriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298672"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456388273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства