Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Детские виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная и познавательная.
Цель: актуализировать опыт и знания детей из области эмоциональной сферы посредством совместной игровой деятельности.
Педагогические задачи:
Способствовать сплочению детского коллектива в совместной игровой деятельности, вызвать желание помочь другу и установлению положительного эмоционального настроя.
Продолжать формировать понятия «эмоции» и их разновидностей.
Умение определять и соотносить эмоции с изображениями и собственным эмоциональным состояниям, а также изображать их схематически.
Корректировать проявления негативных эмоций в социально приемлемой форме.
Развивать внимание и логическое мышление.
Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
Развивать умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации посредством «магического квадрата».
Воспитывать бережное отношение к родным и близким, дарить им положительные эмоции.
Проблема: «Помочь ежику Смешарику вернуть смех».
Практическая задача для детей/игровая мотивация: «Оказать помощь ежику Смешарику, попавшему в беду, выполняя задания злого волшебника Грустиплача».
Материалы и оборудование: мультимедиа, электронное сообщение ежика, смайлики- 5, дидактическая игра «Угадай эмоции» на подносе, ладошки из цветного картона синяя, зелёная и красная, куб с контейнером песка и игрушками - 6, прозрачные мольберты - 2, фломастеры - 2, игра «магический квадрат» - 2, куклы эмоции – 6, презентация «герои мультфильмов», медальки – 6, аудиозапись «улыбка», магнитный мольберт – 1.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Моделирование игровой ситуации.
«В круг все вместе становитесь
И друг другу улыбнитесь.
На соседа посмотрите
И ему вы улыбнитесь.
И мне «Здравствуйте» скажите,
Руку дружбы протяните».
- Добрый день, мальчики и девочки (дети здороваются). К нам сегодня пришло много гостей, давайте повернемся к ним и поздороваемся (дети здороваются).
- А как можно поздороваться, без слов (дети здороваются невербальным способом).
- От ваших добрых улыбок мне стало очень тепло.
Введение в проблему.
Звучит сигнал «электронное сообщение».
- Ой, нам пришло электронное сообщение.
Слушайте внимательно и мне расскажите, кто отправил сообщение и о чем оно!
Электронное сообщение.
Здравствуйте, друзья! Вам привет от Ежика Смешарика и моих друзей – добрых эмоций, которые живут во дворце Страны чудес. Оказалось, что к ним пробрался злой волшебник Грустиплач. Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня, запер в темнице и отобрал у меня мой смех.
Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо, Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями…
- Кто отправил сообщение? (ежик Смешарик).
- Какая беда случилась с Ежиком Смешариком?
– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
- Кто друзья из сообщения Ежика? (добрые эмоции)
Но для начала нам необходимо вспомнить, что такое эмоции, какие эмоции нам знакомы? (Эмоция –это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни. Эмоции – радости, грусти, удивления, страха, печали, злости, обиды и т.д.)
- При каждом правильно выполненном задании, мы увидим смайлик, отображающий наши эмоции. Чем больше будет правильных ответов, положительных наших эмоции-смайликов на магнитном мольберте, тем быстрее рассеются злые чары Грустиплача. Вы готовы?
Поэтапное решение проблемы.
Все задания Грустиплача озвучивает педагог, подходя к тому или иному заданию. Дети получают смайлики, выполнив правильно задание.
1.– Приступим к первому заданию «Угадай эмоции» (задумчивость, гнев, смущение, удивление, обида, радость). Карточки лежат на подносе. Дети выполняют задание стоя, вокруг стола.
Для выполнения данного задания, нам необходимо разделиться на пары. Каждая пара получает 2 карточки с изображениями эмоций. Вам необходимо правильно подобрать к каждой эмоции подходящую картинку, проверить не только себя, но и своего друга. Помните, если мы выполняем задание вместе, мы можем его сделать быстрее и верно.
- Какие эмоции у вас получились? (дети отвечают попарно).
- Вы определили все эмоции верно. Какие мы молодцы! На ваших лицах я вижу радость и эта радость отображается на первом смайлике.
– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас, когда вам бывает радостно? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри)
- А в вашей семье присутствует радость? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...)
- Замечательно, мама радостная, когда вы здоровы, когда выиграете в каком-то конкурсе, папа доволен, потому что купил машину, а бабушке с дедушкой увеличили пенсию.
Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки» - групповая форма, сидя на стульях.
– Ой, тут какие-то ладошки. Странное задание… Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательным и запомнить порядок выполнения действий. А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо.
- Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника.
СМАЙЛИК!!! – Молодцы! Мы выполнили второе задание злого волшебника!
3. Игра «Волшебный песочек» - индивидуальная работа, стоя у стола.
– Грустиплач сложил в этот куб с песком разные небольшие предметы и заколдовал его так, чтобы вы на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием? – Молодцы! Мы справились с заданием и у вас отличное настроение! Держите смайлик!
4. Упражнение на логику «Магический квадрат» на прозрачном мольберте - работа подгруппой, в 2 командах.
– Перед нами следующее задание. Вы должны разделиться на две команды. На мольберте Грустиплач не дорисовал в пустом квадрате одного жителя дворца эмоций. Подумайте вместе, какая эмоция должна быть в пустом квадрате? Недостающую эмоцию нарисуйте. Напоминаю, вы должны договориться, кто будет рисовать.
– Молодцы, мы справились с заданием Грустиплача!
СМАЙЛИК
5. Мульттерапия «Мой друг» - индивидуальная работа, сидя на стульчиках у экрана.
- Ой, ребята, кажется что-то лежит у нас под стульчиками. Что это? (ответы детей).
- Эта кукла поможет нам справиться с заданием Грустиплача «Мой друг».
- Ребята, а кого вы считаете своим другом в кругу семьи? (ответы детей)
- А могут быть друзьями сказочные герои из мультфмльмов? (ответы детей).
- Здорово! С кем из сказочных героев Вы хотели бы дружить, отражаете эмоцию положительную, где кукла мальчик или девочка улыбается. Если же нет – отрицательную эмоцию. Всем понятно? СМАЙЛИК
- Сколько смайликов нами получено!!! Это значит, все задания были выполнены верно, а наши эмоции только положительны. Все в радости и восхищении!
Рефлексия: Упражнение «Башня радости»
–НО чтобы злые действие волшебства (злые чары) Грустиплача закончились до конца и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости. А из чего ее можно построить? (ответы детей).
- Можно мне открыть Вам секрет, как можно построить башню? (да)
- Мы построим ее из наших ладошек.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что Вам запомнилось и понравилось больше всего на нашей встрече, с какими заданиями Грустиплача было справиться легко и быстро, а может быть что-то показалось Вам сложным? Какие больше всего эмоции Вам симпатичны, а потом положить свою руку на мою ладонь.
Я начну: я очень рада сегодняшней нашей встрече, вы такие умные, добрые и веселые ребята. Я поняла, что вы всегда сможете помочь нуждающемуся, любите свою семью. Следующий… (дети по очереди высказывают свое мнение о занятии).
- Какая хорошая башня радости у нас получилась. 1-2-3-4-5 педагог подкидывает ладонь вместе с руками детей.
- А Ежик снова смеётся. ЭКРАН.
Ежик в знак благодарности и на память о нашем встрече дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, где написано волшебное слово «Улыбнись».
Пусть когда в Вашей семье будет грустно или печально, то эта медалька Вам поможет стать веселее и добрее. (Под песню «Улыбка» каждому вручается медалька с изображением Ежика).